издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лучше не смешивать

Приравнивание пива к алкоголю ускорит падение регионального рынка

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Пиво – единственный напиток, объёмы продажи которого в Иркутской области сократились за девять месяцев этого года на 5,8%. Сказались ранее принятые меры по усилению контроля пивного рынка. «Добить» его призваны поправки в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Эти изменения прошли 3 ноября первое чтение в Государственной Думе РФ и вызвали бурную дискуссию среди производителей и поставщиков напитка, в том числе местных. Они признают: поправки способны существенно снизить потребление пива, но при этом толкнут потребителя в сторону более сильных алкогольных напитков. Например, водки.

Хмель и солод

Пиво, с которого многие начинали свой алкогольный опыт, готовятся официально приравнять к крепким напиткам. 3 ноября Госдума РФ приняла в первом чтении изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Текст поправок опубликован на сайте Госдумы. Согласно документу, пиво получит следующее определение: «Алкогольная продукция, которая произведена из солода, хмеля, дрожжей и воды без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок, с содержанием этилового спирта не более 9% объёма готовой продукции». Свою инициативу депутаты объяснили тем, что «рост потребления пива сопровождается увеличением контингента пьющих в основном за счёт детей и подростков». «Под угрозой физической и моральной деградации оказалось молодое поколение страны, а значит, и в целом будущее России, – говорится в пояснительной записке к законопроекту. – Согласно статистике, в России пьют одиннадцать с половиной тысяч детей. 161 ребёнку в возрасте от 10 до 14 лет поставлен диагноз «алкоголизм». Впрочем, данных конкретно по пивному алкоголизму парламентарии не приводят.

В случае утверждения изменений с 1 января 2011 года производители и торговцы пива будут работать по тем же правилам, что и другие игроки алкогольного рынка. То есть пиво и «продукцию на его основе» придётся лицензировать. А с середины 2011 года ещё и декларировать объём производства и оборота этих напитков. Кроме того, им придётся оснастить свои производства автоматическими средствами измерения и учёта готовой продукции и спирта, который в ней содержится. С 2012 года игроков ожидает вступление в силу требований по оформлению документов, сопровождающих оборот алкогольной продукции. Но главный удар – запрет продажи пива с содержанием более 5% спирта в местах массового скопления граждан и вблизи источников повышенной опасности. Так, крепкое пиво перестанут продавать на вокзалах, в аэропортах, в метро, на оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения, а также на территориях, прилегающих к этим объектам. Также такое пиво будет запрещено продавать в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других местах, не приспособленных для продажи такой продукции. В числе изменений также новые ограничения на рекламу пива. Его телереклама будет запрещена, как в своё время произошло, к примеру, с водкой. 

Губит людей не пиво 

Пиво – единственный напиток, объёмы продажи которого в Иркутской области сокращаются. Об этом свидетельствуют данные Иркутскстата. Согласно им, потребление пива начало снижаться с января 2010 года. За первые девять месяцев пиво «потеряло» 5,8%. То есть если за январь – сентябрь 2009 года в Иркутской области было выпито 17818 тыс. декалитров, то за аналогичный период этого года – почти на 2 тыс. декалитров меньше (15725 тыс. дкл.) Пиво уступило другим алкогольным напиткам и по росту доли в общей структуре продаж. За девять месяцев этого года доля пива сократилась на 1,5%. Хотя, стоит признать, пенный напиток всё-таки оставил за собой второе место, традиционно уступив только водке и ликёроводочным изделиям (эти напитки составляют почти половину всего продаваемого алкоголя в Иркутской области).

В то же время потребление более сильных напитков выросло. Так, продажа коньяка в регионе увеличилась на 5,8%, слабоалкогольных коктейлей – на 22%, шампанского – на 3,8%. Недаром минувшим летом Иркутская область вошла в тройку самых пьющих регионов Сибири с результатом 3,6 литра алкоголя на душу населения (за пять месяцев 2010 года). Приангарье обогнали только Кемеровская область и Красноярский край, которые за тот же период выпили по 4,5 и 3,9 литра алкоголя на человека. При этом в Иркутской области стали меньше если не пить, то уж точно покупать алкоголь. В отличие от января-сентября 2009 года, когда потребление крепких напитков выросло на 5,3%, за нынешние девять месяцев этот показатель снизился на 2,1%. 

«Нас хотят задавить»

Изменения законодательства ускорят падение пивного рынка, уверены региональные производители и поставщики напитка, хотя точных прогнозов своих издержек пока не называют. «Всё просто: на пиво введут лицензию, которая поднимет его цену. Вероятно, это будет особая пивная лицензия, но сути это не меняет. Мы просчитываем издержки, которые последуют за нововведениями, но уже точно знаем, что в итоге спрос окончательно сместится в сторону более сильных алкогольных напитков», – рассказал начальник отдела продаж иркутского сбытового подразделения пивоваренной компании «Балтика» Андрей Очертяный. По его мнению, данный процесс был запущен ещё раньше, когда с начала 2010 года акциз на пиво подняли в три раза: вместо трёх рублей – девять. «В результате пиво скоро будет проигрывать в цене той же водке, – уверен Очертяный. – Для примера: бутылка дешёвой водки стоит 100 рублей, а литр пива – 80. Разница становится всё менее существенной». По оценке специалиста, только с начала года пивной рынок в Иркутской области уже упал на 5–8%, и «это далеко не предел». Впоследствии, предполагает Очертяный, сильно возрастёт конкуренция среди производителей и поставщиков, которые начнут работать на сохранение объёмов, чтобы в дальнейшем оставить за собой долю рынка.

«Водочное лобби» видится в новых поправках и другим игрокам. «Нас хотят задавить! Поднимут цену – и все на водку перейдут», – посетовала представитель иркутского пивзавода 

пльзеньского пива. Впрочем, она уточнила, что изменения закона пока в полной мере не коснутся её предприятия, поскольку пльзеньское не крепче пяти градусов. Больше всего участников рынка, как и ожидалось, озаботили новые ограничения на продажу. «Доля реализации нашего пива в Иркутске через киоски, павильоны и ларьки существенна – около 20–25%. В Ангарске эта цифра доходит до 50%. То есть половина всего пива в такой вот уличной продаже. Так что в будущем киоски либо превратятся в магазины, либо вообще исчезнут как вид, поскольку для них пиво – это вторая статья дохода после сигарет», – полагает Очертяный. Маркетолог компании «Пивко» Ирина Сальная подтвердила, что около половины объёма продукции – импортного и отечественного пива – продаётся как раз через киоски и павильоны. По словам Сальной, схему распространения наверняка придётся менять. Соответственно изменится и структура рынка, а доля пива в потреблении сократится. «Впрочем, как конкретно отразится это на нашей компании, мы ещё не просчитывали», – добавила маркетолог. 

Кроме «водочников», иронизируют пивные дилеры, законопроект не выгоден никому, даже врачам-наркологам, которые могут потерять постоянных клиентов. Впрочем, сами врачи не исключают, что ужесточение контроля оборота пива и его рекламы позволит если не резко сократить число пьющих, то хотя бы закрепить за пивом репутацию алкоголя.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры