издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Алексей Альмухамедов: «Муниципальные ресурсы нужно сконцентрировать на решении наиболее острых городских проблем»

В 2013 году Иркутск начнёт новую жизнь: приняты новая стратегия развития города и программа социально-экономического развития, стартует трёхлетний бюджет. В 2012 году в областном центре принято 19 долгосрочных целевых программ на срок до 2017 года, охватывающих все сферы жизни, начиная от безопасности горожан, заканчивая стимулированием экономической активности. О том, как поможет Иркутску деловой туризм и почему будущее во многом зависит от инноваций, корреспонденту нашей газеты рассказал председатель комитета по экономике администрации Иркутска Алексей Альмухамедов.

– В нынешнем году благодаря совместным усилиям администрации, городской Думы, представителей бизнес-сообщества, экспертов, активных общественников, молодёжи удалось завершить важнейшую работу по созданию системы долгосрочного и среднесрочного планирования развития Иркутска, – говорит председатель комитета по экономике администрации Иркутска Алексей Альмухамедов. – Все принятые документы тесно связаны между собой: стратегия – это долгосрочный документ, рассчитанный на срок до 2025 года, в котором определены основные направления возможного развития города. То есть стратегия отвечает на вопрос «Куда?». Программа социально-экономического развития рассчитана на среднесрочный  период – до 2019 года. В ней говорится о том, что конкретно будет сделано для достижения целей стратегии, то есть она отвечает на вопрос «За счёт чего?». 19 принятых долгосрочных целевых программ содержат конкретные планы мероприятий. Это те действия, которые будут реализованы городом в ближайшее время для достижения целей развития. 

Начиная с 2013 года Иркутск перешёл на формирование программноориентированного бюджета: если раньше на реализацию программ тратилось 40–50% казны, а всё остальное – это были внепрограммные расходы, то в следующем году через реализацию программ будет расходоваться более  90% казны. Это позволит повысить эффективность бюджетных расходов, улучшить понимание налогоплательщиков, сколько и за что они платят и что получают в результате.

В то же время число программ сократилось: ранее их было 28, сейчас 19. Программы стали комплексными. Основная наша задача – это концентрация муниципальных ресурсов на решении наиболее острых городских проблем. Такой ситуации, что на решение одной и той же проблемы работает несколько разных программ, уже нет. Все они бьют точно в цель. 

– Появились ли новые программы, которых не было ранее? 

– Да. Например, вместо  программы «Улучшение медико-демографической ситуации в городе Иркутске» принята комплексная целевая программа «Здоровое население», поскольку понятно, что здоровье горожан начинается не с лечения и даже не с профилактики заболеваний, а с создания потребности в здоровом образе жизни. В числе «новичков» также комплексные программы «Безопасный город», «Повышение качества муниципального управления» и «Стимулирование экономической активности в городе Иркутске». 

– Предлагаю подробнее остановиться на блоке «Стимулирование экономической активности». В чём его суть?   

– Он состоит из пяти подпрограмм: «Развитие инвестиционной деятельности», «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства», «Содействие развитию туризма и деловых коммуникаций», «Развитие инновационной деятельности» и «Развитие потребительского рынка». 

Перечисленные направления развития экономики города тесно связаны друг с другом. Без притока инвестиций различного характера невозможно качественно изменить ситуацию со становлением существующих и появлением новых бизнесов, в том числе и предприятий, деятельность которых основана на инновационных разработках. С другой стороны, активное появление инновационных решений, а также не менее активное «потребление» инноваций в городе даёт шанс существенно повысить конкурентоспособность экономики. Очевидно, что без активной политики в сфере международных взаимоотношений города невозможно рассчитывать не только на прирост иностранного туризма, но и, опосредованно, на существенный приток иностранных инвестиций. Качественная городская среда, необходимая  для стимулирования делового туризма,  предопределяет адекватное развитие всех элементов потребительского рынка. 

Чтобы объяснить логику, которой мы руководствовались при разработке этой программы, приведу такой пример. Представим экономику города в виде замкнутой среды, в которой вращается определённое количество денег и нет притока денег извне. Если в такой системе мы поможем какому-то конкретному предприятию, которое получит хорошее развитие, то несколько аналогичных бизнесов могут разориться, так как денег в системе больше не станет. Это значит, что, во-первых, надо поддерживать бизнесы, которые приносят новые деньги в экономическую систему города (экспортно-ориентированные, инновационные). Во-вторых, для повышения стабильности экономики важно стимулировать бизнесы, которые приводят к нам потребителей с деньгами, для Иркутска это, например, поддержка туризма и сферы гостеприимства. Хочу отметить, что, по словам наших медиков, в последнее время повышается интерес жителей других регионов к получению медицинских и оздоровительных услуг в Иркутске. Почему мы бы нам не обратить на это внимание и начать развивать «медицинский туризм»? 

С другой стороны, важно поддерживать бизнесы, которые способствуют снижению вывоза денег за пределы территории, то есть направленные на развитие производства, расширение спектра и повышение качества услуг в городе. В Иркутске ведётся активное строительство, а строительные материалы мы в значительной степени завозим из других городов. Значит,  поддержка проектов, связанных с производством стройматериалов, должна стать приоритетом. И наконец, на наш взгляд, необходимо направлять усилия на повышение качества предоставляемых в Иркутске услуг и создание комфортной среды для покупок. Ведь приход в регион крупных сетей, работающих по мировым стандартам, всего лишь вопрос времени, и в этом случае местным бизнесменам придётся соответствовать их уровню. 

– Мне всегда была интересна туристическая тема. Как именно планируется привлекать в наш город туристов, чтобы они задерживались здесь надолго? Как сделать так, чтобы Иркутск перестал восприниматься лишь как транзитный узел? 

– То, что многие сейчас воспринимают Иркутск как «ворота на Байкал», – это важная имиджевая составляющая для города. Другой вопрос, что отдача от этого небольшая, в то время как нагрузка на нашу инфраструктуру значительна. Как было сказано на одной из стратегических сессий: «Да, Иркутск – это ворота на Байкал. Но хорошо в этих воротах ещё и кабачок поставить».

Поэтому задача города (замечу, не только  городской администрации)  – привлечение деловых туристов, позиционирование Иркутска как коммуникативного центра, расположенного между Востоком и Западом. Мы подсчитали, что при относительно небольших затратах  в городе можно проводить 25–35 крупных мероприятий в год, в которых принимают участие от 250 до 500 гостей. Причём мы не говорим о создании принципиально новых мероприятий, достаточно уже существующих: в мире их ежегодно проводится порядка 25 тысяч, и они мигрируют из города в город. И если мы привлечём в Иркутск даже незначительную часть такого рода мероприятий (25–30 в год), то оборот отрасли гостеприимства может увеличиться в 1,5 раза.  При этом нужно вести работу по включению в туристический оборот культурно-исторических объектов города.

Другая важная составляющая – развитие международных связей. У нас 12 городов-побратимов, есть целый ряд соглашений о сотрудничестве с другими городами. Но пока эти отношения, как правило, находятся в плоскости социокультурных обменов. Безусловно, это важно. Но для развития экономики необходимо перевести наши международные контакты и в экономическую плоскость. 

– Как вы планируете повлиять на существующую сферу потребительского рынка?  

– Если в предыдущие годы в городе  решалась такая важная задача, как насыщение рынка товарами и услугами, то сейчас мы нацелены на качественное развитие и изменение этой отрасли. Отрасли, безусловно, очень важной для Иркутска. Речь идёт о развитии современных форматов распределения товаров и их продаж, создании современных логистических центров. Как я уже говорил, приход сюда крупных мировых сетей – всего лишь вопрос времени. В этом случае наш бизнес будет вынужден конкурировать с ними, а значит, повышать и качество своих услуг, внедрять новые стандарты продаж. Задача администрации в данном случае – максимально подготовить региональных игроков к этой конкуренции. 

Одним из важных критериев развития потребительского рынка является обеспеченность торговыми площадями. Мы говорим не только о количестве, но и о качестве этих площадей, о том, что распределение сетей по городу должно быть равномерным. Сейчас мы наблюдаем такую картину: в центре Иркутска густо, на периферии – пусто. Крупные торговые площади должны быть эффективно распределены по городу, а периферийная территория должна закрываться малыми формами, пока туда будет заходить крупный бизнес. 

Хотел бы остановиться на важном моменте: подпрограмма включает в себя разработку новых правил размещения рекламных конструкций и вывесок на фасадах зданий, новых правил по размещению объектов нестационарной торговли. Наведение порядка в этих сферах для многих будет достаточно болезненным процессом. Но порядок должен быть порядком, единым для всех. Того хаоса, который мы наблюдаем на центральных улицах Иркутска, больше не будет. 

– Инновации – тема, которая уже несколько лет не теряет своей популярности. Можете ли вы предложить в рамках программы что-то новое по этому вопросу? 

– Я считаю, что все предпринятые нами в предыдущие годы  шаги в этом направлении  были верными. Сейчас Иркутск, в том числе благодаря  ежегодному проведению здесь Байкальской венчурной ярмарки, получившей в нынешнем году статус общероссийской, воспринимают как один из центров инновационной активности в России. Важно не растерять существующий потенциал. Поэтому в будущей программе мы намерены продолжить организационно-просветительские мероприятия, проведение выставок и ярмарок, поддержку иркутских инновационных компаний.

Опыт трёх последних лет показал, что мы можем привлекать в Иркутск инвесторов, а у авторов инновационных идей  нет причин уезжать отсюда, чтобы начать свой проект. Несмотря на то что подпрограмма «Развитие инновационной деятельности» не столь затратна,  я считаю её очень важной. Ведь результаты её реализации могут существенно повлиять на все остальные направления развития экономики города: и позиционирование Иркутска как коммуникативного центра, и стимулирование малого бизнеса, и развитие инвестиционной деятельности. Поэтому я бы по праву назвал её ключевой. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры