издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Платить будут все»

Работу Фонда содействия реформированию ЖКХ продлили на три года. Более того, к двум направлениям его деятельности – софинансированию переселения людей из ветхого жилья и капитального ремонта многоквартирных домов – добавилось третье: модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Однако условия получения средств были ужесточены, причём одно из них предполагает увеличение расходов собственников жилья. А в более далёкой перспективе абсолютно всех собственников квартир и жилых помещений в многоквартирных домах ожидает рост квартплаты: появится новая статья расходов под названием «Взнос на капитальный ремонт». Спешим успокоить: произойдёт это лишь в 2014 году. Специалисты в сфере ЖКХ отмечают, что государство было вынуждено переложить расходы на плечи собственников: немалых денег на замену ветшающего жилфонда в бюджете попросту нет.

«В марте [2012 года] в Госдуму были внесены два законопроекта, которые потом рассматривались параллельно и были приняты в один день – 25 декабря», – рассказывает начальник управления модернизации и стратегического развития министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Ирина Гладышева. Им даже присвоили последовательные номера – 

270-фз и 271-фз. Первый вносит изменения в федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», второй – в Жилищный кодекс РФ, фактически дополняя его новым разделом, посвящённым организации и проведению капитального ремонта многоквартирных домов. 

Срок продлили, условия изменили

Первая новость – из разряда хороших. Срок работы Фонда содействия реформированию ЖКХ, который изначально должен был завершиться 1 января 2013 года, продлили до 1 января 2016 года. Пересмотрели и перечень программ, на реализацию которых из него выделялись деньги: если раньше средства шли на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, а также на капитальный ремонт многоквартирных домов, то теперь к ним добавилась модернизация объектов капитальной инфраструктуры. На неё в средствах Фонда на ближайшие три года заложено 15 млрд. рублей. Ещё 18 млрд. рублей будет направлено на капремонт, а 124 млрд. рублей планируют потратить на переселение людей из ветхого жилья. Заметим, что под словом «капитальный» подразумевается ремонт внутридомовых инженерных сетей, фундамента, крыши и подвальных помещений, замена непригодного для эксплуатации лифтового оборудования, утепление и ремонт фасада, а также установка коллективных приборов учёта потребления энергоресурсов вместе с узлами управления и регулирования потребления.

Дальнейший текст документа внушает куда меньший оптимизм. В первую очередь, изменилась система распределения средств, которые направляются на капитальный ремонт. Если раньше доля денег самих собственников жилья составляла 5%, то теперь она увеличена до 15%. Ещё 32% расходов составляют средства Фонда содействия реформированию ЖКХ. Остальные 53% распределяются между региональными и местными бюджетами. В какой пропорции – определяют на уровне субъекта РФ. Скажем, в Иркутской области всё зависит от степени финансовой обес-печенности территории: в прошлом году те муниципалитеты, которые не являются дотационными, выделяли средства только из собственного бюджета, а вот в случае с теми, кто относится к четвёртой группе дотационности, деньги из региональной и местной казны делятся в пропорции 70 на 30. 

Вдобавок ужесточились требования для получения поддержки из фонда. В частности, не менее 75% многоквартирных домов на территории, претендующей на получение денег из него, должны быть оснащены приборами учёта электричества, тепла и воды. Или как минимум управляющие компании должны иметь на руках договоры с монтирующими счётчики предприятиями, по условиям которых они должны установить требуемое количество приборов до 1 июля 2013 года. Если же заявка на получение средств направлена после этой даты, уровень оснащённости счётчиками должен достигать 100%. По оценкам, которые приводит Гладышева, в среднем по Иркутской области он составляет 30–40%. И, наконец, главное требование состоит в том, что в регионе до 1 июля 2013 года должна быть создана система капитального ремонта многоквартирных домов, а до 1 января 2014 года – соответствующая целевая программа. Если точнее, то для заявок в фонд, поданных до 30 июня нынешнего года, достаточно будет обязательства субъекта РФ принять необходимые документы в установленные сроки, если же заявка подана после 30 июня, то они должны быть в наличии, при этом нужно ещё и обязательство разработать региональную программу капремонта. «Наша задача – подать заявку до 1 июля по некой упрощённой схеме, потому что после этого нам надо будет ввести в действие областные законы, которые к этому моменту, наверное, только пройдут первое чтение, – отмечает наша собеседница. – На их разработку и экспертизу потребуется определённое время, но мы постараемся внести их в Законодательное Собрание в мае». 

За счёт собственников

Требования к содержанию этих нормативно-правовых актов и региональной системе капитального ремонта в целом как раз и содержатся в федеральном законе №271-фз. Краеугольным камнем последней станут ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества, минимальный размер которых должны установить законодательные власти. Он обязателен для собственников жилья во всех многоквартирных домах, независимо от их технического состояния. «Платить будут все», – ёмко резюмирует начальник управления модернизации и стратегического развития областного министерства жилищной политики. При этом собственники жилья на общем собрании могут принять решение об увеличении взноса, но об его уменьшении ниже установленного властями порога не может быть и речи. Определиться они должны будут за два месяца после принятия региональной программы капремонта, а ещё через два – начать его взимать. Если же этого не произойдёт, платить всё равно придётся – решение об этом будут принимать уже органы местного самоуправления. Таким образом, строка «Взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» появится в квитанциях с квартплатой не ранее 1 мая 2014 года. На практике, замечает Гладышева, это может произойти чуть позже, в середине следующего года. 

За счёт этих взносов будет формироваться региональный фонд капитального ремонта, чьим учредителем выступит правительство Иркутской области. Однако у членов товариществ собственников жилья, в которых насчитывается не более 30 квартир, или жилищно-строительных кооперативов будет возможность перечислять средства на специальный счёт в кредитных организациях, чей капитал превышает 20 млрд. рублей. Средства, поступающие на счёт регионального оператора  или на специальные счета, будут направляться на реализацию региональной программы капитального ремонта. Она будет рассчитана на 25 лет, причём объём финансирования по годам расписан не будет: в документе будет указан только плановый год проведения капитального ремонта в тех или иных домах. При этом федеральный закон №271-ФЗ предусматривает получение финансовой поддержки за счёт федерального, областного и местных бюджетов.

Вынужденная мера с признаками «пирамиды»

Введение подобной системы, полагает Гладышева, стало вынужденной мерой. «Если бы государство могло само содержать жилфонд, оно бы не объявило бесплатной приватизации и не возложило бы на собственников обязанности по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилья», – сказала она. Действительно, по обнародованным в 2011 году прогнозам Института экономики города, который анализировал текущее состояние жилого фонда в России по программе Европейского банка реконструкции и развития, затраты на капитальный ремонт жилья в стране в 2015 году могут составить от 139,688 млрд. рублей до 349,688 млрд. рублей, а к 2035 году возрасти до 322,026 млрд. рублей или 1,716 трлн. рублей. Разница в цифрах объясняется просто: в первом случае предполагается, что доля капитально ремонтируемых домов в ближайшие 22 года сохранится на уровне 2% от общей площади жилфонда, во втором речь идёт о 4%, причём проводиться будут комплексные ремонты вкупе с мероприятиями по энергосбережению. Затраты по Иркутской области в том же прогнозе оцениваются в 1,059–2,651 млрд. рублей в 2015 году и 2,442–13,009 млрд. рублей в 2035 году. 

Добавим, что эксперты из Института экономики города изначально негативно отнеслись к идее создания региональной системы капитального ремонта за счёт собственников жилья. Ещё в 2011 году, когда Министерство регионального развития РФ внесло проект закона о внесении изменений в Жилищный кодекс на согласование в правительство РФ, организация дала на него заключение, где, в частности, говорилось о том, что «предложенная конструкция  имеет все признаки финансовой пирамиды и рухнет без бюджетной подпитки». В качестве альтернативы ИЭГ предлагал стимулировать владельцев жилья проводить капремонт за счёт собственных и заёмных средств при государственной поддержке, которая выражалась бы в поручительстве «специально созданных институтов» и бюджетных субсидиях, направленных на повышение энергетической эффективности зданий. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры