издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Принцип регулирования

Правительство Иркутской области приступило к разработке нового закона о регулировании транспортного обслуживания населения. Изменения, которые коснутся перевозок, расширят полномочия властей и должны, по планам чиновников, лишить недобросовестных перевозчиков возможности вести бизнес, увеличить безопасность пассажиров, а также организовать транспортную доступность на всей территории области. Инициатива региональных властей нашла горячую поддержку в иркутской мэрии. Однако есть у неё и оппоненты. Подробности в материале Юлии ЛИ.

Межмуниципальное автотранспорт-ное обслуживание жителей региона  регулируется сегодня областным законом, принятым три года назад. В полномочия региональных  властей входит формирование дорожной сети, ведение реестра перевозок, открытие и закрытие межмуниципальных маршрутов, 110 из которых осуществляют пригородное сообщение и 117 – междугороднее.  «Применяется комплекс мер  проверки соблюдения стандартов транспортного обслуживания, в том числе контроль и  формирование единых правил и культуры движения», – говорит  начальник управления автомобильного транспорта министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Максим Тюрюмин. Однако нынче законодательство не разрешает провести законное регулирование и привлекать перевозчиков к административной ответственности за нарушения правил муниципальных и пригородных перевозок.

Развитию высокого уровня дорожного сообщения на территории области, по словам Тюрюмина, мешает слабая развитость дорожной сети и её низкая пропускная способность (особенно это касается крупных городов). Кроме этого, многие населённые пункты Прибайкалья до сих пор отрезаны от остального мира. Власти порой вынуждены отказывать предпринимателям, желающим открыть новый маршрут, поскольку дорога не проходит по критерию безопасности. «Это в итоге приводит к невозможности формировать развитую маршрутную сеть на территории области», – говорит начальник регионального управления автотранспорта. 

«Усть-Удинский район находится между Иркутском и Братском, – рассказывает и.о. мэра муниципального образования Михаил Никитин. –  Чтобы попасть в областной центр, жителям 17 населённых пунктов нашего района придётся сначала приехать в саму Усть-Уду и лишь затем преодолеть 300 км до Иркутска. И если половина этого пути – до посёлка Оса – терпимая, то второй участок содержит 70 км гравийной дороги, 30  километров из которой «убиты» напрочь». Путь из Усть-Уды в Иркутск занимает около пяти часов. Проблемными для Усть-Удинского района являются и внутримуниципальные перевозки. «У нас работает только один маршрут, – продолжает Никитин. – Местных перевозчиков так же, как и в Иркутске, не устраивает тариф, но для его подтверждения нужно 10 заявителей – а где найти столько у нас?»

Рынок перевозок действительно неупорядочен, подтверждают в областном правительстве. Сегодня в Сером доме разрабатывается законопроект по регулированию сферы  пассажирских перевозок. Однако уже на этом этапе у него появились противники из числа перевозчиков, которые опасаются, что их интересы будут ущемлены.

Промежуточные результаты

Идею расширения прав властей в вопросах регулирования поддерживает администрация Иркутска, чьи представители также отмечают, что у мэрии не хватает полномочий для разрешения транспортной проблемы в городе. В 2014 году в областном центре была принята концепция организации пассажирского транспорта на пятилетний период. «Мы сталкиваемся отсутствием  прозрачных механизмов взаимодействия  между властью и перевозчиками, а также с необходимостью принятия ряда правовых актов» – говорит  начальник управления транспорта администрации Иркутска Юлия Гордина. По её словам, в 2013 году после отмены двумя приказами минтранса ключевых нормативно-правовых актов, в столице Приангарья столкнулись с проблемой создания городского положения о транспортном обслуживании.

Тем не менее с августа прошлого года в администрации введена процедура конкурсного привлечения перевозчиков на маршруты путём заключения лицензированных договоров. К нынешнему моменту с 23 перевозчиками заключены договоры на обслуживание 46 городских маршрутов, отмечает Гордина. Но чиновники не имеют права подвергать перевозчиков строгому административному наказанию за нарушения. «Суд видит превышение прав органов исполнительной власти в части контроля. Тем не менее мы предлагаем ввести такую норму, как штрафы за отсутствие маршрута в реестре. Пока эта мера будет действовать, мы сможем навести порядок на городских маршрутах», – подчеркнула Гордина. В администрации считают, что нужно исключить возможность для перевозчиков самостоятельно формировать маршрут. Сейчас власти могут только рекомендовать изменить его. 

Мэрия провела комплексное обследование уличной сети и остановочных пунктов Иркутска на предмет пропускной способности.  В итоге все остановки города получили свою характеристику. В красную зону с почти критической загруженностью попали остановочные пункты, где автобусы и маршрутки останавливаются каждые 17 секунд. Это, например, остановка «Курорт «Ангара».  Далее следует жёлтая зона, где уровень загруженности находится на высоком уровне. Есть и зелёная зона – там инфраструктура справляется с транспортной нагрузкой. Исследования уличной сети на предмет загруженности привели к предложениям по оптимизации маршрутной сети, где сегодня многие маршруты повторяют друг друга. Их теперь планируется объединять в один магистральный маршрут.

– Мы создали реестр маршрутов городской дорожной сети, определили тип вместимости по каждому маршруту и количество транспорта, – рассказывает Юлия Гордина. – Вот есть маршруты 16Ц, 16К и 16.  Все три включены в один магистральный, который идёт из Солнечного до железнодорожного вокзала.

Это обстоятельство не означает, что будут изменены маршруты движения автобусов, но вполне может отразиться на количестве машин, выполняющих поездки.

Кроме расширения прав в области создания, изменения или закрытия маршрутов, мэрия настаивает на ужесточении ответственности перевозчиков за плохое техническое состояние общественного транспорта и отсутствие разрешительных документов на деятельность.

– У нас есть соглашение с городскими ГИБДД и УГАН о проверках состояния транспорта и следования лицензионному соглашению, – говорит Гордина. –  Рейды привели к тому, что  сейчас для заключения договора к нам пришли перевозчики, о которых мы даже не знали. Совсем недавно мы также проводили рейд совместно с миграционной службой.  Было осмотрено 56 автобусов, в 28 установлены технические неисправности вплоть до того, что колеса на двух шпильках держатся. Пассажиры, конечно, нас ругают – они даже не видят, что едут на опасных машинах: резина не соответствует требованиям, обнаружены люфты рулевого управления на двух автобусах, что недопустимо.

При этом в администрации подчёркивают, что готовы помогать перевозчикам в урегулировании наметившейся проблемы: «Страховые компании отказываются страховать автобусы в категории «Д», – объясняет Юлия Гордина. – Это колоссальная проблема, которая коснулась не только частного, но и муниципального транспорта. Страховщики откровенно на одном из совещаний сказали, что это невыгодная для них деятельность».

Помогать частникам администрация согласна и в вопросах повышения тарифа, который не менялся с 2008 года, когда 92-й бензин стоил 26 рублей. Тем не менее в областной Службе по тарифам отрицают все обвинения в предвзятости, отмечая, что среди десятка перевозчиков, которые подавали документы на повышение тарифа, трое ездили по незаконному маршруту 80К. «Кроме этого, те, кто правильно переоборудовал автобусы на газ, всё ещё получают прибыль. Но, конечно, если перевозчик ездит на «ведре с гайками», которое перерасходует топливо, то выгоды никакой», – отметил один из сотрудников службы, подчёркивая, что ведомство готово вновь принять заявления с предложениями о повышении цены проезда.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры