издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тёпленькая пошла

Внедрение новой модели рынка тепла в России начнётся с 2015 года

  • Автор: По материалам СМИ

По словам вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, сегодня плата за тепло составляет более половины всего тарифа за коммунальные услуги, и если не поменять модель регулирования, то эта составляющая будет только расти, причём ускоренными темпами.

Новая модель расходования тепловой энергии будет внедряться в России со следующего года, окончательно крупные города перейдут на неё к 2020 году, сообщил в понедельник вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, передаёт РИА «Новости», сегодня плата за тепло составляет более половины всего тарифа за коммунальные услуги, и если не поменять модель регулирования, то эта составляющая будет только расти, причём ускоренными темпами.

«Была предложена модель, которая уже существует в тех странах, где есть централизованное теплоснабжение, прежде всего в странах Северной Европы. В каждой системе, где есть централизованное теплоснабжение… определяется единая теплоснабжающая организация, это, как правило, самая большая организация в системе, которая отвечает за надёжность и качество теплоснабжения и которая полностью выстраивает все планы: инвестиций, развития в этом секторе. При этом устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию, который определяется не исходя из затрат и какой-то нормы прибыли, а исходя из цены альтернативной котельной, то есть альтернативного источника теплоснабжения», – сказал Дворкович на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева.

По словам вице-премьера, в 60% поселений сегодня тариф выше, чем альтернативная цена. «Это значит, что можно будет заморозить существующий тариф и не индексировать его в последующие годы в 60% поселений России. В остальных пока ниже, там определённая динамика продолжится жёстко, под контролем. В большинстве случаев эта динамика будет в меру инфляции или плюс 1% инфляции, в ряде случаев – плюс 2–4% сверх инфляции», – добавил Дворкович.

Он отметил, что инвесторы заинтересованы в такой модели долгосрочного регулирования: ожидается, что общий объём инвестиций до 2025 года составит около 2,5 триллиона рублей. Предельные сроки, которые устанавливаются для завершения процесса перехода к новой системе: 2020 год – для всех крупных городов и там, где есть ТЭЦ, и 2023 год – для всех остальных.

Законы, необходимые для реализации этой модели, сейчас готовятся и до конца года будут внесены на рассмотрение правительства и Госдумы, а до середины следующего года весь набор нормативных актов будет принят, подчеркнул вице-премьер.

Правительство России 2 октября уже утвердило план мероприятий («дорожную карту») «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии». Его реализация должна обеспечить структурные, организационные и нормативные изменения сферы теплоснабжения, направленные на повышение качества и надёжности теплоснабжения, а также экономической эффективности деятельности в этой сфере. 

Новая модель рынка тепловой энергии будет стимулировать развитие эффективных источников тепла с понятными источниками инвестиций и основываться на долгосрочной договорённости с ответственными инвесторами. Планируется отмена регулирования цен на пар для потребителей на коллекторах источников тепловой энергии (кроме населения) с учётом особенностей для отдельных категорий потребителей. 

Предусмотрено определение предельного уровня цены на тепловую энергию из общей тепловой сети с использованием метода «альтернативной котельной» по правилам, утверждаемым правительством, с использованием формулы, включающей технико-экономические параметры «альтернативной котельной» с учётом региональных особенностей. Для крупных городов с населением от 500 тыс. человек цену «альтернативной котельной» будет рассчитывать некоммерческое партнёрство «Совет рынка». 

Кроме того, новая модель включает в себя либерализацию цен для источников тепловой энергии и отмену ценового регулирования теплосетевых организаций с возможностью определения референтных расценок на услуги по передаче тепловой энергии. Планируется и отмена платы за подключение к централизованной системе теплоснабжения (за исключением случаев реализации крупных инвестиционных проектов, которые соответствуют критериям, определённым правительством).

К основным принципам модели также относится повышение эффективности деятельности единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Предусмотрено усиление её функций как «единого окна» для потребителей тепловой энергии, в том числе по вопросам обеспечения надёжности и качества теплоснабжения перед каждым потребителем. ЕТО наделяется ответственностью за оптимизацию загрузки тепловых мощностей, обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системой теплоснабжения (развитие системы теплоснабжения и её вывод на целевой уровень).

Вводятся обязанности ЕТО по разработке схемы теплоснабжения с учётом сохранения её статуса как документа, определяющего планы по развитию систем теплоснабжения; также предусмотрены меры по стимулированию перехода теплоснабжающей организации от владения объектами теплоснабжения на праве хозяйственного ведения и оперативного управления на право собственности, долю в уставном капитале.

Согласно «дорожной карте», усилится ответственность ЕТО за невыполнение или недобросовестное выполнение своих функций, в том числе вводятся экономические санкции. Внедряются дополнительные механизмы контроля и предупреждения недобросовестного поведения ЕТО и иных субъектов теплоснабжения.

Ожидается, что переход к новой модели рынка тепловой энергии повысит инвестиционную привлекательность теплоснабжающих организаций в регионах России, что позволит обновить основные производственные фонды и в среднесрочной перспективе повысить эффективность по производству тепла, качество и надёжность теплоснабжения, а также улучшить клиентоориентированность единых теплоснабжающих организаций, в том числе за счёт повышения ответственности бизнеса перед потребителями.

Эксперты рынка, однако, отмечают, что новая модель имеет недостатки. Так, в частности, в ней нет строгих стимулов к развитию когенерации, отмечают эксперты. «В крупных российских городах, расположенных в условиях холодного климата и характеризующихся плотной застройкой, комбинированная выработка тепла и энергии в подавляющем большинстве случае оказывается выгоднее возведения отдельных придомовых котельных. Тем не менее в рамках предлагаемой модели рынка ЕТО обладают достаточно ограниченными стимулами к закупке тепла именно у ТЭЦ», – считает эксперт-аналитик департамента исследований ТЭК ИПЕМ Алексей Фаддеев. Кроме того, проблемы могут возникнуть и на этапе отбора ЕТО, выстраивания её взаимодействия с другими участниками рынка, контроля за платежами в условиях высокой доли неплатежей, добавляет главный эксперт центра экономического прогнозирования Газпромбанка Наталья Порохова. 

Очевидно, что сейчас перед регуляторами отрасли стоит серьёзный вызов: как внедрить в жизнь и заставить работать новые подходы к регулированию теплоэнергетики. «Это будет залогом успеха данных начинаний, которые могут привлечь инвестиции в рынок тепла и повысить качество теплоснабжения конечных потребителей. Последнее крайне важно», – цитирует портал «Переток. ру» аналитика «ВТБ Капитала» Михаила Расстригина.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры