издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Отпуск по бюджету

Корпоративные туристы сокращают затраты на отдых

В начале лета туроператорам, работающим на рынке корпоративного туризма, пришлось освоить новые навыки. Они подгоняют бюджеты на отдых под возможности клиентов. Вариантов два: или резать запланированный ранее бюджет, или потерять клиентов, признался один из туроператоров. Большая часть предпочитает первое и готова бороться за клиентов даже ценой части собственных доходов. В условиях жёсткой конкуренции цены на конференц-услуги, проживание и питание практически не изменились по сравнению с прошлым годом. «В это время вряд ли кто-то рассчитывает на сверхприбыли. Все стараются переждать этот период с наименьшими потерями, не меняя по возможности ценовую политику», – считают игроки.

Директор туристической компании «Green Express», специализирующейся на организации активных туров в регионе, Вадим Копылов вечер вторника посвятил занятию, ставшему привычным для многих туроператоров. Он оптимизировал бюджет на отдых для сотрудников одной из московских компаний. Задача перед ним стояла непростая – на 22 тыс. рублей за одного человека (столько останется, если вычесть из 40 тыс. рублей авиаперелёт туда и обратно) организовать шестидневный тур. «Вариантов два: резать бюджет или потерять клиента, – рассказал Вадим Копылов. – Клиент хочет максимально посмотреть Байкал. В итоге из ранее запланированного нами тура стоимостью 30 тыс. рублей за одного человека уложились в 20 тысяч рублей». Особо за такие деньги не размахнёшься, но программа всё равно будет обширная, констатирует туроператор. Клиенты побывают в Иркутске, Листвянке и на Аршане, примут участие в экскурсиях и даже покатаются на корабле.

Нынешнее лето поставило игроков на рынке делового туризма в совершенно новые для них условия. То, что поток сократился, является очевидным. «Наблюдается снижение, с одной стороны, посещающих Иркутскую область командированных, с другой – уменьшение числа корпоративных мероприятий в целом, – рассказал заместитель генерального директора туристической компании «Гранд Байкал» Михаил Мазур. – За последние месяцы пассажиропоток на внутренних линиях просел  более чем на 20%. В целом уменьшение числа туристов мы наблюдали с октября до марта».

Директор гостиничного комплекса «Прибайкальский» Ирина Урбанович оценивает падение туристического потока в 15–20%. Примерно такого же мнения придерживается и директор ООО «Байкальская виза» Станислав Леник: «Мы заметили спад в пределах

15–20%. Сказать, что рынок рухнул, мы не можем: деловые люди по-прежнему выбирают для своих мероприятий Иркутск и Байкал». Однако командированные стремятся сократить число своих поездок за пределы родного региона. Если раньше постоянные клиенты туристических объектов «Байкальской визы» приезжали в Иркутск три-четыре раза в месяц, то сейчас – один-два. Сроки командировок увеличиваются, а их частота сокращается. «Единственная отрасль, в которой, пожалуй, сейчас всё хорошо, – фармацевтика. В последние месяцы поток клиентов, которые представляют этот рынок, значительно увеличился. В условиях кризиса их выручка не падает, а, напротив, увеличивается», – подчеркнул Михаил Мазур.

Вертолёты-пароходы

Вадим Копылов пока не спешит оценивать спад турпотока в деловом туризме, отмечая, что корпоративными месяцами в Иркутской области традиционно считались август–октябрь, после них можно о чём-то говорить. «В структуре моего бизнеса на деловой туризм приходится порядка 30%; даже если он просядет вполовину, во что я не особо верю, это будет не такая уж серьёзная потеря, – говорит директор. – Есть надежда на то, что ситуация придёт в норму, но не за счёт восстановления потока корпоративных клиентов, а за счёт новых, которые раньше не выбирали Байкал для своих мероприятий. У меня появились корпоративные туристы, которые раньше устраивали их в Египте, Турции, на Кипре. А сейчас их бюджеты сократились».

Сокращают бюджеты корпоративные клиенты и по приезде на место отдыха. Первыми под нож пошли развлечения, особенно нестандартные. «Вертолёты, пароходы и дорого-стоящие экскурсии», – перечислил Вадим Копылов. «Если раньше в 60% случаев корпоративные мероприятия заканчивались заключительными банкетами с серьёзной развлекательной программой, в которой принимали участие столичные «звёзды» или региональные коллективы, то сейчас количество таких банкетов сократилось в два раза», – рассказал Станислав Леник. В числе услуг, спрос на которые уменьшился в связи с кризисом, Михаил Мазур назвал тренинги, семинары, программы по тимбилдингу, а также ресторанное обслуживание.

В условиях конкуренции за корпоративного клиента компании готовы идти на уступки. «С начала года в среднем цена на конференц-услуги снизилась на 20%, – рассказал Михаил Мазур. – Многие игроки предлагают дифференцированные тарифы: например, не почасовая аренда конференц-зала, а дневная, что получается более выгодным для клиента. В целом скидки могут измеряться десятками процентов». Так, «Прибайкальский» может предоставить своим постоянным клиентам скидку 15% на проживание.

Компании готовы сокращать расходы клиентов не только по аренде, но и по обслуживанию корпоративных мероприятий. «Кофе-брейки и фуршетное обслуживание мы можем предложить практически под любой адекватный бюджет, – рассказал Михаил Мазур. – За счёт оптимизации меню и снижения собственных коммерческих доходов». Более гибкая ценовая политика «Гранд Байкала» дала возможность останавливаться в гостинице «Байкал Бизнес Центра» менеджерам, которые раньше не могли себе этого позволить. В числе бонусов от «Байкальской визы» – бесплатное оборудование при аренде конференц-зала, минеральная вода и бесплатные экскурсии для больших групп при постконгрессном обслуживании.

Без сверхприбылей

Цены на рынке корпоративного туризма в регионе с 2008 года практически не менялись. «У большей части гостиниц остались прежние ценники, рестораны расценки если и подняли, то незначительно», – рассказал Вадим Копылов. «В это время вряд ли кто-то рассчитывает на сверхприбыли. Все стараются переждать этот период с наименьшими потерями, не меняя по возможности ценовую политику», – рассказал Станислав Леник. Между тем игроки подчёркивают, что порядка 50–70% от стоимости путёвки приходится на стоимость авиаперелёта, поэтому даже значительные подвижки по цене региональных игроков вряд ли окажут влияние на конечное решение о проведении мероприятия на Байкале.

Мнения относительно дальнейшего развития ситуации на рынке делового туризма у наших экспертов разошлись. «Снижение активности на этом рынке – кратковременное явление, – считает директор ООО «Байкальская виза». – В нашем регионе деловой туризм может стать флагманом, мы делаем на него серьёзную ставку, потому что он занимает значительную долю в нашем бизнесе». Правда, не уточнил  какую. Михаил Мазур полагает, что тенденции по некоторому увеличению потока корпоративных клиентов, которые наблюдались весной, закрепятся с началом летнего сезона. В перспективе он ожидает роста востребованности мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников. «В своё время многие компании сократили именно эту статью расходов и сейчас столкнулись с тем, что дополнительная мотивация персонала потеряна», – рассказал он.

«Раньше я говорила, что этот сезон похож на 1999 год, когда в России произошла переориентация на внутренний туризм, – рассказала Ирина Урбанович. – Сейчас другая ситуация, потому что поток иностранцев серьёзно сократился. Нужно пережить этот год. Если не задирать цены, то услуги туркомпаний региона будут востребованы». Вадим Копылов подчеркнул, что кризис наступил не у туристических компаний, а у их клиентов. «Мы готовы работать, но не все клиенты готовы приобретать услуги в силу разных причин, а деловой туризм очень завязан на внешних факторах». Сейчас, по его словам, напряжение, царившее на туррынке осенью, уже спало и даже наметилось небольшое увеличение потока. «Летом жариться в городе желающих мало: люди воспользуются малейшей возможностью для отдыха. К тому же не так много в России предприятий остановилось. Значит, будут ещё корпоративные туристы», – оптимистично заключил он.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры