издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В списке отстающих

Некоторые нефтяные компании отстают в темпах модернизации мощностей

В Иркутской области необходимо построить ещё один нефтеперерабатывающий завод на севере региона. По мнению первого заместителя председателя комиссии по естественным монополиям Совета Федерации РФ Валентина Межевича, в целом по стране система нефтепереработки давно устарела, требует модернизации и строительства новых нефтеперерабатывающих заводов.

«Было бы оптимально построить в ближайшее время НПЗ в Усть-Куте, поскольку на севере разрабатывается ряд перспективных нефтяных месторождений – Яракта, Дулисьма, Данилово, – чтобы сразу перерабатывать на месте. Это не только удобно в логистике, но и позволит создать второй ценовой ориентир и независимость от монополии», – считает Валентин Межевич. 

Идея строительства нового НПЗ в Приангарье не нова, несколько лет назад власти региона планировали запустить проект по строительству НПЗ в регионе.  «Это способ ликвидировать монополизм «Роснефти», занимающей 90% местного рынка нефтепродуктов, – говорили тогда члены правительства.  – Чтобы изменить ситуацию и снизить цены на бензин». В  правительстве надеялись на то, что партнёрами в строительстве НПЗ могли бы выступить работающие в регионе крупные нефтяные компании – Иркутская нефтяная компания, «Газпром» и «Сургутнефтегаз». Однако нефтяники эту инициативу  не поддержали. 

Проблемы с обеспечением нефтепродуктами у области действительно возникают периодически. Так, май-июнь текущего года стали чёрными месяцами для автомобилистов Приангарья. На АЗС не зависимых от «Роснефти» операторов возник дефицит бензина. «Иркутскнефтепродукт» (дочерняя компания «Роснефти») получал бензин на основании долгосрочного договора, а «остальные должны были участвовать в ежемесячных тендерных торгах, где цену предлагал покупатель». Всё это приводило к «спиральному механизму поднятия цены», однако УФАС по Иркутской области не нашло признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Всего на территории Иркутской области функционирует четыре легальных мини нефтеперерабатывающих завода –  в Ангарске и Ангарском районе, Усолье-Сибирском и Киренске – и один крупный НПЗ, который принадлежит структуре «Роснефть» – ОАО «Ангарская нефтехимическая компания». 

Завод был  построен в конце 1950-х годов и является одним из крупнейших  нефтеперерабатывающих производств России. В мае 2007 года при распродаже активов ЮКОСа завод достался «Роснефти». Мощность НПЗ составляет 10,2 млн. тонн (80,5 млн. барр.) нефти в год. 

Как сообщил источник в Прибайкальском управлении Ростехнадзора, оборудование на АНХК очень устарело, оно было вывезено в качестве репараций из Германии в конце 1940-х годов. В прошлом году процент износа оборудования составлял около 70%. Однако в последнее время предприятие делает заметные усилия по модернизации оборудования, идёт его постоянная замена. Недавно была принята инвестиционная программа по реконструкции. Так, в рамках данной программы на НПЗ ведётся модернизация установки гидроочистки дизельного топлива с вводом в 2012 году, ориентировочные затраты составят 525 млн. рублей. Также  планируется модернизация установки АВТ-6 с окончанием работ в 2015 году, ведётся строительство установки гидроочистки бензина с вводом в 2014 году (затраты 894 млн. рублей), запланировано строительство установки очистки сточных вод на 151 млн. рублей. В 2010 году пущен в эксплуатацию модернизированный комплекс изомеризации лёгкой прямогонной нафты, что позволит выпускать бензин «Евро-4».

Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания Иркутской области Юрий Фалейчик дал общую оценку АНХК. По его словам, масштабная модернизация оборудования на АНХК началась ещё во времена правления ЮКОСа, с тех пор она не останавливается. «Если АНХК нельзя отнести к суперсовременному предприятию, оборудованному по последнему слову техники, то надо признать, что  качество выпускаемой продукции неплохое.  Я знаю, что у них есть грандиозные планы по модернизации, которые оцениваются в десятки миллиардов рублей, и АНХК не относится к «допотопным» предприятиям, и по степени опасного производства бояться тут не стоит».   

В целом, по информации Минэнерго, сумма инвестиций в модернизацию российских НПЗ составит до 2015 года порядка 570 миллиардов рублей.  За последние три года нефтяными компаниями проведена значительная работа по модернизации нефтепереработки. Сумма инвестиций составила более 180 миллиардов рублей. 

Действующими планами реконструкции НПЗ предусмотрено ввести в строй до 2015 года 31 установку по производству качественного бензина и 30 установок производства зимнего дизельного топлива. Их общая мощность составит 64,3 миллиона тонн. «Реализация этих планов должна обеспечить выпуск качественных нефтепродуктов с высокими экологическими характеристиками в количестве, достаточном для потребностей внутреннего рынка», – подчеркнули в пресс-службе Минэнерго. 

Как деликатно отмечают в пресс-службе, у ряда нефтяных компаний наблюдается отставание в темпах модернизации мощностей. Основная причина кроется в существующей фискальной политике и мерах тарифно-таможенного регулирования, которые не создают адекватных стимулов для инвестиций в углубление переработки. Существующий уровень дифференциации акцизов не стимулирует выпуск моторного топлива более высоких экологических классов. 

Глава Минэнерго России Сергей Шматко отметил, что ситуация в нефтепереработке «становится критической для дальнейшего устойчивого роста нефтяного комплекса, да и для развития экономики страны в целом». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры