издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Чёрная дыра» для «коммуналки»

Часть оплаты за энергоресурсы теряется, не доходя до снабжающих организаций

Общая задолженность потребителей перед ОАО «Иркутскэнерго» за 2011 год возросла на 13%. В компании это повышение называют «очень серьёзным». Долги за электроэнергию увеличились до 2,3 млрд. рублей, за тепло – до 2,2 млрд. рублей. Особенно беспокоит энергетиков то, что некоторые управляющие компании продолжают наращивать задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, при этом исправно собирая деньги с населения. Проблему способно решить усиление госконтроля за перечислением коммунальных платежей, уверены в «Иркутскэнерго».

Крупные предприятия – единственные потребители, к которым на конец 2011 года у энергетиков нет особых претензий насчёт оплаты. «Они вели себя и в нынешнем году абсолютно по-партнёрски, поэтому роста дебиторской задолженности по этой группе клиентов нет, – заявил заместитель генерального директора по продаже энергоресурсов ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко. – Даже «Усольехимпром», у которого традиционно тяжёлая ситуация, в этом году сократил свою задолженность вдвое». По договорённости с энергетиками до конца года УХП намерен полностью рассчитаться с долгами, выплатив около 100 млн. рублей. «Судя по динамике погашения, это реальные  планы», – отметил Причко. Он заверил, что у других крупных промышленных потребителей вообще отсутствует просроченная задолженность.

Остальные группы потребителей традиционно продолжают копить долги, в основном за теплоэнергию. Рост на конец 2011 года составил около 200 млн. рублей (9%). В результате общая сумма долга за тепло достигла 2,2 млрд. Больше всех в этом преуспело Усолье-Сибирское: за 2011 год его долги выросли на 52 млн. рублей (23%). «Неровная» ситуация сложилась и в Братске: несколько управляющих компаний имеют задолженность приблизительно на 70 млн. рублей, но дают обещания рассчитаться до конца года. На остальных территориях, по выражению Причко,  ситуация «терпимая».  В Иркутске, как и раньше, есть несколько отдельных должников, которые стабильно не платят за использованные ресурсы. К ним относится, в частности, управляющая компания «Приморская». По словам Причко, задолженность УК уже превысила 100 млн. рублей. С начала года предприятие не заплатило ни «копейки», хотя, как утверждают жильцы, исправно собирает с них деньги. «Думаю, компетентные органы всё-таки дадут квалифицированную оценку действиям «Приморской», – сказал Причко. Со своей стороны энергетики уже не раз обращались в правоохранительные структуры насчёт ситуации вокруг УК. Первые письма начальнику ГУВД по Иркутской области были отправлены ещё в 2009 году. Переписка длится третий год, результат её пока один – отказы в возбуждении уголовного дела. Не помогли и письма президенту РФ, добавила директор ООО «Иркутская теплосбытовая компания» Тамара Винарская. Спор с УК энергетикам предлагается решать в суде. «Разумеется, мы взыскиваем долги в судебном порядке. Но это долгая процедура: к примеру, ещё не завершилась часть процессов по долгам прошлого года», – рассказала Винарская. 

Заложниками ситуации, как всегда, остаются жители: в управлении «Приморской» находятся 250 домов. «Здания не получают должного обслуживания,   поскольку все силы УК направлены на судебные разбирательства и прятки от кредиторов, а  не на исполнение своих обязательств», – добавил Причко. Тем не менее, уверен он, жильцы не должны страдать из-за того, что предприятие копит долги. «Мы уже ходили по квартирам, выясняли, разговаривали с жильцами. Неоднократно убеждались, что люди платят.  Достаточно странно в такой ситуации не первый год наблюдать, как деньги оседают, не доходя до ресурсоснабжающих  организаций. И ещё более странно отсутствие соответствующей реакции на такие действия компетентных органов.  Руководством государства уже дана оценка практике ряда управляющих компаний ЖКХ по нецелевому использованию полученных от населения платежей, мы уверены, что в ближайшее время отреагируют и силовики», – сказал Причко. Он отметил, что со своей стороны клиентам УК пора избавиться от «стереотипа советского ЖЭКа», когда, жалуйся не жалуйся, всё шло своим чередом, и привыкнуть к мысли, что управляющая компания – наёмная структура, услуги которой жильцы оплачивают. Взамен они должны получать нормальное обслуживание и быть совершенно уверены, что нанятая ими УК ЖКХ своевременно рассчитывается с поставщиками и подрядчиками, так как во многом именно от этого зависят надёжность снабжения и качество проживания.  

Взыскивая долги, энергетики вынуждены обращаться и в суды, и в правоохранительные органы, отметил Олег Причко

Ещё один крупный должник «Иркутскэнерго» – УК «Сибирская». Впрочем, в данном случае спор разрешён  в суде, где был определён график погашения задолженности и заключено мировое соглашение. С августа «Сибирская» исполняет обязательства, постепенно выплачивая 60 млн. рублей (ещё по поводу 30 млн. рублей долга идёт судебный процесс). «Мы всегда пытаемся договориться. Постоянно встречаемся с руководством, ищем варианты решений, рассматриваем возможность для энергосбережения», – сказал Причко.  

Тамара Винарская добавила, что в случаях, когда дома содержит ТСЖ, проблемных долгов существенно меньше: товарищества работают, как правило, на себя и заинтересованы в хорошем обслуживании.  Впрочем, встречаются и среди ТСЖ должники, например иркутские ТСЖ «Домосед»  и «Троицкое», с которых энергетики тоже вынуждены взимать оплату через суд. Усилить контроль за сбором платежей ТСЖ и УК в силах государство, уверены в «Иркутскэнерго». В частности, рассматривается возможность расщепления платежей, чтобы сделать процесс сбора и перечисления денег более прозрачным и понятным. Впрочем, пока изменения в законодательстве не приняты, финансовые потоки в ЖКХ остаются не совсем прозрачными. 

И если за тепло в 2011 году копили долги управляющие компании, то за электроэнергию не платили в основном котельные и  ГУЭП «Облкоммунэнергосбыт». С начала года эти потребители увеличили долговую нагрузку «Иркутскэнерго» на 500 млн. рублей (28%), из которых «просрочка» составила 360 млн. рублей. Общая сумма долга за электроэнергию равна приблизительно 2,3 млрд. рублей. «Основным должником по электроэнергии является «Облкоммунэнергосбыт». С 1 января он был нашим агентом по сбору платежей, но очень плохо справлялся со своими обязанностями, – пояснил Причко. – Мы пытались выстроить логику его работы в  соответствии с нашими правилами, но это, к сожалению, не исправило ситуацию, а долги не снизились». Электрокотельные в этом году тоже не отличались платёжной дисциплиной: они удвоили долг, доведя его до 259 млн. рублей (без учёта прироста декабря). Особенно активно наращивали задолженность котельные в Нижнеилимском, Усть-Илимском и Братском районах. «Они, как и раньше, обещают расплатиться с нами в следующем году, однако, как и всегда, обещания остаются лишь обещаниями», – сказал Причко. Он добавил, что на оптовом рынке электроэнергии тоже растут долги, на конец 2011 года они составили около 2,2 млрд. рублей. 

В целом задолженность по оплате за энергоресурсы выросла  на 13%. В компании признают, что «это, конечно, много». За год, например, произошло удвоение суммы долга по котельным, чего, как считают в «Иркутскэнерго», можно было бы не допустить. Как полагает Олег Причко, и УК могли бы вовремя производить оплату тепла. По его мнению, государство заняло недостаточно жёсткую позицию в сфере ЖКХ, тем самым не обеспечило надёжность услуг. «А ведь это интересный бизнес для молодых квалифицированных людей, – подчеркнул наш собеседник. – Таких людей  в этом деле уже много, они пришли  и работают на высоком профессиональном уровне». Однако, добавил он, здесь остаются и те, кто видит законодательные лазейки и пользуется ими, не платит годами, но не несёт за это ответственности. В «Иркутскэнерго» полагают, что с учётом оборота ЖКХ (а он, по  оценкам президента РФ, равен приблизительно 3 трлн. рублей) государству действительно следует двигаться в сторону быстрого наведения контроля и порядка в отрасли. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры