издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оценка потенциала

Штрихи к рисунку агитационной кампании кандидатов в президенты

В России избирательная кампания по выборам президента находится в активной фазе. До дня голосования остаётся меньше месяца, а это значит, что политические технологи уже завершили формирование имиджа кандидатов. До нас ещё докатится, волна за волной, агитационная продукция кандидатов, но основной рисунок кампании вряд ли изменится.

Пока избирательная кампания развивается довольно ожидаемо: по данным ВЦИОМ на конец января, Владимир Путин набирает голосов больше, чем все другие кандидаты вместе взятые, и побеждает в первом туре с 52% голосов. Говорят, это завышенные цифры – возможно и так, но в информационном пространстве премьер действительно выглядит фаворитом.

Для того чтобы понять, что происходит, достаточно бегло оценить кампанию других кандидатов. Михаил Прохоров и Сергей Миронов, по данным ВЦИОМ, набирают по 4%. Лидер «Справедливой России», похоже, выучил урок, который ему преподала власть, лишив поста спикера Совета Федерации. Он ведёт очень нешумную кампанию, внешне вполне оппозиционную – даже Ходорковского обещал освободить. Тем не менее на тонкий лёд он выходить не рискует и остался дома 4 февраля, когда оппозиционные силы вновь вышли на  Болотную площадь.

Михаил Прохоров, напротив, на Болотной замечен. Агитационную кампанию он ведёт активно, участвует в дебатах, его штаб возглавляет популярный тележурналист Антон Красовский, а среди доверенных лиц звёзды – рок-музыканты и поп-дива. Время от времени Прохоров удивляет публику экстравагантными заявлениями вроде обещания принять предложение Путина (который вообще-то пока ничего такого не говорил) и стать премьером в его правительстве. Возможно, именно поэтому респектабельная, аккуратная и правильная кампания Михаила Прохорова выглядит какой-то игрушечной. Такое впечатление, что в штабе Прохорова чётко видят свою электоральную нишу и стараются её аккуратно «выбрать».

Примерно поровну, по 8%, у Геннадий Зюганова и Владимира Жириновского. Это меньше, чем на предыдущих выборах 2008 года, когда Зюганов получил 17,2%, а Жириновский – 11,4%. 

Возможно, сегодня опросы ВЦИОМ недооценивают потенциал лидера КПРФ. В день выборов он вполне сможет стать кандидатом «против всех», когда за него будут голосовать те избиратели, которые готовы отдать победу любому кандидату, кроме Владимира Путина. Однако серьёзно «прибавить» Зюганову мешает собственная политическая программа. Попав в тиски доктринёрства, Геннадий Зюганов идёт на выборы под флагом национализации самых прибыльных секторов российской экономики – нефтегазового комплекса, банковской сферы, энергетики и железнодорожного транспорта. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что эксперимент с массовой национализацией поставит экономику России на грань коллапса, а общество – на порог гражданской войны.

Все кандидаты, идущие против власти, в той или иной степени пытаются заигрывать с Болотной площадью. Но симпатии «Болота» завоевать сложно – социальная структура уличного протеста не попадает в формат «официальной оппозиции». Миронов для них слишком робок, а Прохоров – «проект Кремля». 

Единственный кандидат, который сможет эффективно аккумулировать голоса протестного электората, – это Зюганов, однако зрелище сытых совестливых молодых буржуа, которые прямо с Болотной отправляются голосовать за национализацию, можно сравнить только с массовым самоубийством леммингов в голодный год.

На фоне остальных кандидатов кампания Владимира Путина выглядит информационно наиболее насыщенной. Он предложил общественности своё видение ситуации в авторских статьях о внутренней политике и экономической ситуации. В них – ключевые темы российского бытия и не только формируются принципы, по которым живёт сегодня Россия, но и даётся попытка проанализировать её геополитическое окружение. Владимир Путин предлагает народу – и в первую очередь оппозиции – создать проект общего будущего.

То, что премьер говорит от первого лица,  очень важно. Как политик, он готов нести личную, персональную ответственность, не делегируя её пресс-секретарям или дистанционно управляемым политикам.

Один из ключевых тезисов – это то, что глобальная трансформация мировой системы всё-таки шанс для России. Принимая участие в инвестиционном форуме «Россия-2012», Путин развил эту мысль. Основываясь на расчётах ООН, он определил, что до энергетической революции, которая обесценит углеводороды, остаётся два десятилетия. За этот период Россия должна модернизировать свою экономику. Менять структуру экономики премьер намерен за счёт создания современных производств и высокотехнологичных, престижных и хорошо оплачиваемых рабочих мест в несырьевом секторе. Предполагается, что будет реализован так называемый «первый пакет» из шести первоочередных мер по улучшению инвестиционного климата, который сделает российскую экономику более прозрачной.

Но проблемы, вытекающие из диспропорции развития российской экономики, – это не единственный пункт повестки предстоящих выборов. Митинговая лихорадка выявила ещё один мощный запрос общества – на демократизацию общественных процессов, на атмосферу открытости. В крупных городах появились люди, которых не удовлетворяет существующая политическая палитра. Они хотят сами влиять на принятие решений на всех уровнях – от муниципального до государственного. Как ни странно, но большинству кандидатов нечего предложить «недовольному среднему классу», а наиболее динамично на запрос новых политических стандартов снова отреагировал Путин. Очередная статья в газете «Коммерсантъ» – это, по сути, план-конспект преобразований в существующей политической системе с учётом требований Болотной площади.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры