издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Леса в иллюминаторе

Нелегальные вырубки можно увидеть из космоса

На космических снимках лес выглядит как изумрудно-зелёное облако, разрезанное на ровные прямоугольники. Специалисты называют эти прямоугольники лесными кварталами, а «прочерчены» они просеками. Каждый лесной квартал, как правило, имеет стандартную площадь: четыре километра в длину и два в ширину. Так лесоустроителям на земле удобнее оценивать состояние массивов. Снимок одного из лесных участков мы рассматриваем на мониторе у Равиля Шарипзянова, начальника отдела дистанционного мониторинга Прибайкальского филиала государственной инвентаризации лесов (Рослесинфорг).

«Здесь космический снимок участка леса, сделанный в нынешнем году. А это тот же самый лес, только годом раньше, – вызывает нужные изображения Равиль Шарипзянов. – Если совместить картинки, мы увидим, на какой площади за период между датами съёмки вырубили лес. Добавляем сюда данные об участках, заявленных арендаторами. Они отмечены жёлтым цветом. Красные фрагменты – незаконные рубки». На экране видны жёлтые прямоугольники лесосек и несколько красных пятен вырубок. 

По словам руководителя Центра государственной инвентаризации лесов Рослесинфорга Леонида Ващука, технология космического мониторинга эффективна там, где ведутся сплошные рубки площадью не менее половины гектара. «Можно срубить в лесу выборочно лучшие деревья, так обычно воры и поступают, – этого из космоса на используемых снимках с разрешающей способностью два метра не видно, – рассказывает Леонид Николаевич. – К сожалению, технология мониторинга позволяет обнаруживать нарушения с опозданием и не преследует цель выявления ущерба, нанесённого лесам «чёрными» лесорубами. Мониторинг проводится в большей степени для того, чтобы следить за арендаторами, выполняют ли они правила лесопользования. Но ситуация должна измениться. В Красноярском крае впервые проводится эксперимент по использованию космических снимков и оперативному реагированию на незаконные рубки в режиме онлайн». 

Леонид Ващук говорит, что единых данных относительно того, какой объём леса в нашей области вырубается незаконно, нет. У каждой структуры, которая касается этой проблемы, свой угол зрения, свой участок исследования. Рослесинфорг шестой год по заказу Рослесхоза занимается анализом космических снимков лесов. В нынешнем году мониторинг будет проведён в 14 лесничествах Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края. Поскольку наибольший объём древесины заготавливается в нашем регионе, в Приангарье работа ведётся в девяти лесничествах на площади 13 миллионов гектаров. «Могу сказать, что за те годы, которые мы занимаемся мониторингом, объём незаконных рубок снижается. Думаю, теперь люди опасаются, что их могут вычислить и наказать», – считает Леонид Ващук.

Как известно, чтобы определить, сколько леса вырублено, нужно знать, сколько его всего было на том или ином участке. До 2007 года, то есть до принятия нового Лесного кодекса, лесоустройство заказывало государство и хотя бы было понятно, какой уровень бюджета финансирует это направление. Первоначально в новом кодексе даже не было записано, за счёт каких средств нужно проводить таксацию (оценку) леса. Таким образом, важнейший этап лесоустройства выпал из цепочки лесных отношений. Только в 2010 году в кодекс была включена поправка, которая возложила ответственность за проведение таксации на областные власти, но средства на выполнение этой работы должна выделить федерация. Как рассказал Леонид Ващук, в 2011 году денег не было, потому что к моменту принятия поправки бюджет уже был свёрстан. В 2012 году на проведение таксации на всю страну были выделены смешные деньги – 300 миллионов рублей. Сколько средств будет выделено в 2013-м, пока неизвестно.

«За счёт государственных средств в последний раз лесоустройство проводилось в 2007 году в Слюдянском лесхозе, небольшой объём работ был выполнен на территории бывшего Аларского лесхоза, – говорит директор Прибайкальского филиала государственной инвентаризации лесов ФГУП «Рослесинф-орг» Сергей Колесников. – Данные с каждым годом стареют. Приходят инвесторы, хотят разместить в области производство, делают запросы о наличии сырья. Ответить точно, какие леса по качеству и количеству находятся на той или иной площади, мы не можем. Можно сказать только приблизительно, по материалам 15–20-летней давности».

Изначально предприятие «Рослес-инфорг» создавалось для проведения лесоустройства для нужд государства. Поскольку государство эту работу отложило до лучших времён, сейчас организация осуществляет только заявки арендаторов леса. «Конечно, обидно, что мы не можем выполнять работу по устройству лесничеств, это сформировало бы полную картину состояния лесов в области. В связи с этим наши арендаторы ощущают острую потребность обновить лесотаксационную информацию. Но лесопользователи неохотно идут на финансирование лесоустроительных работ за свой счёт. Хотя, если сравнивать наш регион с соседями, например с Красноярским или Забайкальским краем, активность в Иркутской области намного выше, – отметил Сергей Колесников. – Свежие данные востребованы там, где есть перспективы к освоению. Прежде чем запускать инвестиционный проект, необходимо тщательно проанализировать лесной фонд. Если собственник организует производство с ежегодной переработкой пять миллионов кубометров древесины, а вырубить можно только два миллиона, это чревато неприятными последствиями в бизнесе». 

По словам директора филиала, новые инвесторы присматриваются к лесам Усть-Илимского района, подбирая фонд для организации производства белёной целлюлозы. Третий год Прибайкальский филиал Рослес-инфорга работает по договору с группой «Илим», которая является основным арендатором леса в Братском и Усть-Илимском районах и владеет Братским и Усть-Илимским ЦБК. Сейчас компания выполняет большой инвестиционный проект в Братске. Там идёт переоборудование, благодаря которому увеличится выпуск продукции, а значит, и потребность в сырье. В Братском районе лесоустройство не проводилось с 1992 года, за это время произошли большие изменения. Лесоустроительному предприятию компания заказала уточнение устаревших данных. 

Лесоустройство позволяет выяснить, сколько леса растёт на определённом участке, какого он качества. В отличие от детальных лесоустроительных изысканий государственная инвентаризация лесов позволяет получить обобщённую характеристику лесных ресурсов обширных территорий, например лесорастительного рай-

она, субъекта федерации или страны в целом. Как поясняет Леонид Ващук, для этого закладывается сеть пробных площадок. Сейчас сотрудники филиала работают в двух районах области – Жигаловском и Братском. Исходя из подробных данных, полученных на пробных площадках, по формулам высчитывается количество и качество лесов на всей территории. Максимальная погрешность, которая допускается при инвентаризации, – 5%. Эти сведения являются фундаментом при формировании государственных программ, важнейшим элементом государственной лесной политики. 

Кроме того, материалы, подготовленные специалистами филиала, используют правоохранительные и надзорные ведомства. По заказу федерации лесоустроители проверяют, насколько качественно лесхозы проводят работу, деньги на которую выделяет бюджет. Логично, что прочесать все леса и провести тотальную проверку невозможно. Поэтому методом случайного выбора определяется выдел, в нём берётся определённый вид работ, по качеству исполнения на этом маленьком участке делается вывод об эффективности в целом. В нынешнем году такая работа будет проведена в четырёх районах: Тулунском, Куйтунском, Нижнеудинском и Усть-Удинском.

Прибайкальский филиал Рослес-инфорга – многопрофильное предприятие, услуги его востребованы. Например, подразделение занимается постановкой земель на кадастровый учёт. Как известно, эта процедура обязательна при регистрации прав на участки. Специалисты филиала выполняют проекты освоения лесов для арендаторов. По закону пользователь, прежде чем начать рубить деревья, обязан представить такой документ. 

Предприятие не бедствует: сотрудникам есть где применить свои знания и опыт. Поскольку заказы на лесоустройство не обеспечивают полную загрузку коллектива, чтобы быть на плаву, предприятие вынуждено осваивать смежные направления, в то время как первоочередные потребности в достоверной информации о лесах остаются незакрытыми. Ведь прежде, чем развивать любое производство, нужно знать обеспеченность его сырьём. Пока получается, что область распоряжается своими лесными ресурсами практически вслепую.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры