издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новый приток ВСТО

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Строительство магистрального нефтепровода «Куюмба – Тайшет», по которому к 2020 году планируется поставлять до 15 млн. тонн нефти в год с месторождений Эвенкии в трубопроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий океан», в ноябре начнёт ООО «ЦУП ВСТО» (дочерняя структура ОАО «АК «Транснефть»). Почти треть магистрали общей протяжённостью 703 км пройдёт по территории Иркутской области, остальное – по Красноярскому краю. Проект позволит создать рабочие места для 5,8 тыс. человек на этапе строительства и для 1,4 тыс. – в период эксплуатации трубопровода.

Основная задача проекта «Куюмба – Тайшет» – обеспечить доставку нефти с Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений в Красноярском крае (их осваивают Восточно-Сибирская нефтяная компания и «Славнефть») до головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС) «Тайшет» ВСТО, сообщил на презентации проекта директор по строительству линейной части компании ООО «ЦУП ВСТО» Виталий Жуков. Максимальный объём сдачи углеводородного сырья, согласно плану, приходится на 2020–2025 годы и составляет 15 млн. тонн в год. 

Начало строительства, в том числе в Иркутской области, по территории которой пройдёт 191 из 703 км трубопровода, запланировано на ноябрь 2013 года, а уже с четвёртого квартала 2016-го магистраль должна быть сдана в эксплуатацию. «Окончательную сумму инвестиций в проект можно будет назвать пос-ле того, как мы пройдём Главгосэкспертизу, определимся со стоимостью поставок оборудования и выберем подрядчиков на выполнение строительно-монтажных работ», – отметил Виталий Жуков. 

Генеральным проектировщиком выступает дочернее предприятие АК «Транснефть» ОАО «Гипротрубопровод», которое не один десяток лет занимается проектированием объектов магистрального транспорта нефти. Инвестором, а в будущем и эксплуатирующей организацией, является ООО «Востокнефтепровод». Техническим заказчиком выбрано ООО «ЦУП ВСТО», для которого это далеко не первая задача подобного масштаба. В настоящее время участники проекта провели инженерные изыскания, выполнили рабочую документацию под первоочередные объекты, разработали и передали на Главгосэкспертизу России техничес-кую часть проектной документации. 

Северная часть трассы проходит по малоосвоенному району, где нет постоянных дорог, а по реке Подкаменной Тунгуске сложная навигация. Единственная транспортная артерия, которая связывает месторож-дения с посёлком Богучаны, – зимник, действующий с декабря по май. Чтобы обеспечить круглогодичный доступ к объектам линейной части северного участка, а также НПС-2 и ГНПС, предусматривается строительство вдольтрассовой дороги шириной 7 м и общей протяжённостью 348 км. Кроме того, в проект заложено возведение девяти мостовых переходов, поскольку магистральный нефтепровод пересечёт 87 малых рек и три крупных – Ангару (ширина в месте подводного перехода 1820 м), Чуну и Бирюсу.

Помимо линейной части проект включает строительство четырёх неф-теперекачивающих станций: ГНПС на Куюмбинском месторождении и трёх промежуточных НПС – в районе посёлков Беляки и Ангарский (Красноярский край) и между посёлками Октябрьский и Тамтачет (Тайшетский район). Кроме того, будет проведено расширение ГНПС «Тайшет», появятся центральная ремонтная база в районе Октябрьского и объекты связи. 

Реализация проекта уже позволяет регионам получить позитивный эффект в социально-экономической сфере, уверены в ООО «ЦУП ВСТО». Несмотря на то что основное строительство ещё не началось, в проведении инженерных изысканий, вырубке леса и других работах задействованы 15 организаций Иркутской области и Красноярского края, а сумма заключённых договоров составляет более 650 млн. рублей. В дальнейшем во время строительства магистрального трубопровода будет создано около 5,8 тыс. рабочих мест, из них большая часть – около 4,4 тыс. – придётся на Крас-ноярский край, 1,4 тыс. – на Иркутскую область. «Мы планируем использовать местные строительные материалы, привлекать на время работ квалифицированные кадры из числа местных жителей», – заверил Виталий Жуков. После запуска МН «Куюмба – Тайшет» потребность в кадрах оценивается в 1,4 тыс. человек, 200 из которых будут задействованы на объектах в Иркутской области, остальные – в Красноярском крае. Для тех, кому предстоит экс-плуатировать нефтепровод, планируется построить служебное жильё: три дома в посёлке Ангарском, ещё два – в Тайшетском районе.

Экологическую политику участники проекта считают немаловажным аспектом работы. При выборе маршрута, по которому пройдёт будущая магистраль «Куюмба – Тайшет», учитывалось расположение особо охраняемых природных объектов. Граница ближайшего Богучанского заказника находится в полутора километрах от трассы трубопровода. 

Дочерние структуры ОАО «АК «Транснефть» предусмотрели также меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду, рациональному использованию природных ресурсов и открытости экологически значимой информации. Планируется провести рекультивацию нарушенных земель и разместить в Тайшете эколого-аналитическую лабораторию, которая будет отслеживать состояние окружающей среды. В технической части проекта заложены все возможные виды контроля качества монтажных и сварных соединений, чтобы исключить аварии в процессе эксплуатации. Предусмотрены обвалование для ограничения территории от возможного загрязнения и организация постоянного наблюдения на подводных переходах через судоходные реки. Все объекты будут оборудованы комплексами инженерно-технической охраны. 

Но не только природные памятники попали в поле внимания неф-тяников. При проведении изысканий в районе прохождения нефтепровода были выявлены объекты археологического наследия, в том числе «Стоянка им. Генералова», «Стоянка Иркинеево. Ельчимо-3», «Сафроново-3», «Стоянка Иркинеево. Матвеевская площадь 1». Сегодня красноярские археологи уже работают на берегах Ангары, их коллеги приступают к раскопкам в Чуне и Тайшете. Спасение археологических ценностей идёт на участке площадью более 20 тыс. кв. м. Обнаруженные на стоянках древнего человека находки, возраст которых оценивается от 3 до 10 тыс. лет, будут переданы в краевой музей. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры