издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под угрозой срыва

На территории Якутии отопительный сезон уже начался. Как сообщают в республиканском министерстве ЖКХ и энергетики, на этой неделе во всех муниципалитетах республики должно начаться поступление тепла в дома горожан. Первые котельные в регионе, согласно графику, были запущены ещё 6 сентября.

Как отмечается, на особом контроле в министерстве ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) находится Булунский район, где в прошлом году произошла крупная авария, спровоцированная ветхостью сетей и оборудования котельной в посёлке Тикси. Тогда при температуре минус 40 градусов без отопления и водоснабжения остались девять жилых домов. Запуск котельных там, как и в других центрах улуса, начался ещё 22 августа – раньше, чем во всех других территориях. На данный момент запуск произведён в полном объёме. Всего в районе  расположено 14 котельных: кроме Тикси, по одной находится в сёлах Быков, Борогон и Таймылыр. Ещё две расположены в селе Найба, три другие в посёлке Тикси-3 и ещё пять в селе Кюсюр. 

Вторая волна запуска котельных началась 3 сентября по причине понижения температуры наружного воздуха. Так, на неделю раньше срока приступили к запуску котельных в Кобяйском и Эвено-Бытантайском филиалах. 6 сентября заработали котельные в Томпонском, Таттинском, Сунтарском, Нюрбинском и Чурапчинском улусах, 7 сентября – в Усть-Алданском, Хангаласском, Вилюйском и Амгинском улусах.

В некоторых районах, как пояснили «Сибирскому энергетику» в правительстве республики, ранний запуск котельных связан ещё и с летним паводком в части северо-восточных регионов края. Таким образом коммунальщики хотят не только предупредить наступление заморозков, но и просушить фундаменты домов, попавших в зону подтопления.

Кроме того, в ведомстве отметили, что одной из главных проблем, с которыми сталкиваются в Якутии во время отопительного сезона, является изношенность тепловых сетей, однако, несмотря на постоянные финансовые трудности, с ней пытаются бороться. Так, в якутском посёлке Сангар вместо старых котельных уже этой осенью будут введены в эксплуатацию три новые. Запуск первой намечен на 15 сентября.

По предварительным оценкам, в этом году власти потратили на подготовку к отопительному сезону 21 миллиард рублей, что на 4,5 миллиарда превышает сумму прошлого года. Планировалось, что более 12 миллиардов рублей направят на техперевооружение отрасли, 8 миллиардов будут использованы для обеспечения топливно-энергетическими ресурсами предприятий ЖКХ и энергетики. Около 657 миллионов рублей будет потрачено на капитальный ремонт жилого фонда.

Несмотря на имеющиеся проблемы технического оснащения фонда теплоснабжения, больше всего опасений в этом году вызывает северный завоз, который был практически сорван. Так, уже 6 сентября прокуратурой Нюрбинского района проведена проверка обеспечения топливно-энергетическими ресурсами объектов энергетики этой территории. В результате обнаружено, что не обеспечен завоз угля в котельные сёл Малыкай, Мальжегар, Хаты, Егольжа и Чукар. Сейчас, по данным  надзорного ведомства, уровень запасов не превышает 70% от общей нормы. Органы определили, что действиями теплоснабжающих организаций нарушен принцип обеспечения надёжности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, а также создана угроза нарушения прав и законных интересов потребителей. 

Главной причиной провала кампании северного завоза называют обмеление реки Лены на севере Иркутской области. В этом году уровень воды упал на 30–40%. В результате в Якутии, как и в Приангарье, летом была объявлена чрезвычайная ситуация. Комментируя это положение, в правительстве республики рассказали, что сейчас все силы администрации направлены на то, чтобы в будущем таких ситуаций не повторялось. Так, на декабрь нынешнего года запланирована сдача железной дороги Беркатит – Якутск, которая поможет осуществлять программу северного завоза в районе Лены не только по воде, но и железнодорожным транспортом. Тем не менее в правительстве отмечают: это вовсе не значит, что на дверях порта Осетрово, который является транспортным узлом на Лене, повесят замок. «Дорогу откроют в лучшем случае в декабре, а то и перенесут срок ввода на первый квартал 2014 года. Мы столько лет ждали этой дороги, что можем потерпеть ещё немного, только чтобы построена она была на совесть». Кроме этого подчёркивается: увеличивать нагрузку на железную дорогу будут постепенно, а не за один день, поэтому водный путь всё равно останется основным. «К тому же железная дорога заканчивается в районе Якутска, а у нас две трети территорий находятся севернее, – подчеркнул наш собеседник. – Это значит, что от речных каналов мы всё равно отказаться не сможем, но сократим водный участок пути северного завоза».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры