издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Магистральное сердце города

  • Автор: ЕЛЕНА ПОСТНОВА

Иркутск задыхается от автомобильных пробок. В утренние и вечерние часы пик движение на ключевых магистралях областного центра замедляется. По мнению специалистов, город нуждается в срочной «дорожной хирургии». В первую очередь необходимо разгрузить ключевые перекрёстки и развязки. В распоряжении городских властей имеется проект реконструкции проблемной Маратовской развязки, который по заказу мэрии разработали сотрудники «Иркутскгипродорнии» ещё в 2008 году. Однако пока администрация не торопится его реализовывать, ссылаясь на дороговизну идеи. Впрочем, это не помешало городским чиновникам включить проект в схему скоростного иркутского кольца, которое закреплено в Генплане города.

Ход кольцом

Перманентные автомобильные пробки и частые ДТП давно стали визитной карточкой Маратовской развязки в Иркутске. Каждый день кольцо на стыке улиц Ангарской, Рабочей, Рабочего Штаба, Радищева и Баррикад пропускает через себя около ста тысяч автомобилей. По Маратовской транспортной развязке проходит транзитный поток, в том числе и грузовой, от региональных дорог Иркутск–Усть-Ордынский, Иркутск–Оса–Усть-Уда, Усть-Ордынский–Оса на федеральные дороги М-53 и М-55 «Байкал».

Специалисты и простые иркутяне в голос твердят: развязка давно исчерпала свой потенциал и требует реконструкции. Транспортное кольцо в диаметре всего 80 метров, при этом оно связывает пять направлений движения, для перестроения у автомобилей есть лишь 10–15 метров. Специалисты подчёркивают: сегодня максимальная интенсивность движения на узле составляет более 7300 автомобилей в час. По нормативам развязка нуждается в двух уровнях, как только максимальная часовая нагрузка достигает свыше четырёх тысяч автомобилей. По данным Управления ГИБДД Иркутска, каждые полгода в областном центре количество автомобилей в среднем увеличивается на шесть тысяч единиц. Через пару лет Маратовская развязка просто перестанет справляться с нагрузкой, а иркутяне будут вынуждены простаивать часами в многокилометровых пробках.

На острую дорожную проблему Иркутска городским властям регулярно указывают депутаты и областные власти. Вновь активно обсуждаться проблема реконструкции стратегического магистрального объекта начала в конце прошлого года, когда принимался бюджет города на ближайшие три года. Тогда депутаты указывали мэрии, что в распоряжении администрации имеется готовый проект реконструкции Маратовской развязки 2008 года, который по неизвестным причинам не реализовывается. 

Как рассказали в ОАО «Иркутскгипродорнии», специалисты которого по заказу администрации разрабатывали проекты реконструкции кольца, на сегодняшний день существует два варианта изменения дорожного узла. По словам начальника дорожного департамента «Иркутскгипродорнии» Александра Кыштымова, изначально проектировщики предлагали около десятка идей, из которых городские власти в 2008 году выбрали наиболее удачные. 

Два варианта построены на организации различных принципов движения: кольцевого и с индивидуальными путепроводами. В первом случае, по задумке авторов проекта, нынешнее Маратовское кольцо вытянется, по его периметру расположатся 12 светофорных объектов. В итоге кольцо получится пятиполосным, сверху его будет пересекать эстакада длиной 427 метров и максимальной высотой 10 метров. Эстакада, таким образом, соединит улицы Ангарскую и Баррикад. Под такую развязку на территории 17 гектаров придётся снести или перенести в другое место 63 жилых строения, а также некапитальные торговые павильоны на рынке «Павловский». По расчётам 2008 года, стоимость нового кольца составит 6,7 млрд рублей. Данный вариант проекта сейчас не находится в фаворе, потому что требует многокилометрового переноса сетей. По словам руководителя проекта инженера дорожного департамента «Иркутскгипродорнии» Татьяны Ушаковой, в центре кольца находится сложный узел коммуникаций, переносить который будет дорого и проблематично. 

Реконструкция Маратовской развязки не потребует закрытия автомобильного движения по кольцу

Кроме того, отметил Александр Кыштымов, выполненное моделирование транспортных потоков показало, что кольцевой вариант не обеспечивает пропускную способность на расчётный период, а эстакада может перекрыть вид на Знаменский монастырь, поэтому предпочтительнее второй вариант реконструкции. Разработчики предложили отказаться от традиционного кольцевого движения. Для этого ось основной трассы почти на 50 метров придётся отодвинуть в сторону реки Ушаковки. Это позволит избежать дополнительного сноса 24 строений. По направлениям Рабочая – Рабочего Штаба и Карла Маркса – Радищева появятся путепроводы. При этом в районе торгового центра «Фортуна» улицу Карла Маркса предлагают продлить эстакадой длиной почти 380 метров. Все улицы, пересекающие основную трассу развязки, сделают односторонними. В направлении центра одностороннее движение предложено организовать на улицах Рабочей и Рабочего Штаба. Карла Маркса планируется оставить односторонней, но развернуть в обратном направлении, из центра также будут вести улицы Радищева, Петрова и переулок Трубецкого. Движение по улице Декабрьских событий на участке от Рабочей до Карла Маркса тоже планируется повернуть. Односторонней придётся сделать и часть Франк-Каменецкого от Карла Маркса до Рабочей. 

Организация такого движения позволит увеличить пропускную способность: по данным ГИБДД, односторонние улицы на 30% продуктивнее. «Данный вариант ко всему прочему дешевле. Его стоимость 6,3 миллиарда рублей. Она базируется на конкретных физических объёмах, которые определены на основании инженерных изысканий и действующей сметно-нормативной базы», – отметил Александр Кыштымов.

Сэкономить на благоустройстве

Реконструкция Маратовской развязки не потребует закрытия автомобильного движения по кольцу, подчеркнули в «Иркутскгипродорнии». Контактные сети троллейбусов предлагается перенести. По словам Александра Кыштымова, данный вопрос согласован с ГИБДД и «Иркутскгорэлектротрансом», есть договорённость с владельцами сетей по перекладке коммуникаций. Всё строительство развязки разбили на четыре этапа. После завершения работ на каждом этапе будет запускаться движение транспорта. 

«По нашим подсчётам, работы растянутся на восемь-девять лет, ударными темпами можно сократить этот срок до четырёх лет. При этом надо учитывать, что проектом можно пользоваться только в течение трёх лет после его разработки. В противном случае он устаревает, не отображает настоящего положения дел. Каждый год промедления увеличивает объём работ, которые потребуется провести для обновления проекта», – добавила Татьяна Ушакова.

Александр Кыштымов пояснил, что каждый этап проекта тщательно согласовывался с городской администрацией, градостроительным комитетом, департаментом дорожного строительства, благоустройства и транспорта. Не раз реконструкцию обсуждали на высшем административном комитете и градостроительном совете, с депутатами городской Думы. Однако Маратовское кольцо и ныне там. В конце прошлого года на большой итоговой пресс-конференции мэр Иркутска Виктор Кондрашов разъяснил, почему проект находится в подвешенном состоянии. 

«Много говорили о том, что мы могли бы взять имеющийся проект реконструкции Маратовской развязки 2008 года, переработать его. Да, мы бы заплатили 25 миллионов рублей, но ничего стоящего не получили. Потому что тот проект реконструкции совершенно не связан с транспортной системой города в целом. Видимо, в своё время он был «продавлен». Когда мы начали в него вникать, увидели, что Маратовская развязка тянет за собой изменение движения во всей центральной части города. Необходимо сделать односторонними улицы Сурнова и Рабочего Штаба, что потребует перекладки троллейбусных путей. Это, по мнению ГИБДД, до 30% снизит нагрузку на дороги. Весь данный комплекс позволяет значительно снизить стоимость реконструкции Маратовской развязки. Изначально она составляла 13 миллиардов, мы уже снизили её до 3,5 миллиарда. Если получится сбить цену до 2 миллиардов, то работы сможем провести за муниципальные средства», – пояснил в конце декабря прошлого года градоначальник.

По мнению Татьяны Ушаковой, каждый год промедления увеличивает объём работ, которые потребуется провести для обновления проекта

Денежный вопрос – вот камень преткновения. В 2009 году власти города безуспешно пытались получить необходимые средства на проведение работ от федерации. Заявлялось даже, что строительство развязки можно включить в федеральную целевую программу «Соци-

ально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Теперь администрация смирилась с тем, что реконструкцию придётся проводить за счёт городского бюджета. Татьяна Ушакова рассказала, как по настоянию мэрии проектировщики убрали целый ряд сопутствующих работ. В частности, изначально инженеры «Иркутскгипродорнии» предлагали провести благоустройство и берегоукрепление реки Ушаковки, позже ради экономии от этой идеи пришлось отказаться. Во имя этой же цели разработчики убрали из проекта пешеходные переходы, заменили эстакаду на мост через Ушаковку с земляной вставкой. 

«В этом случае мы получаем лишь комплекс для движения автомобилей, не позаботившись о пешеходах. Говорить об эстетике, архитектурном облике объекта в этом случае не приходится», – подчеркнул начальник дорожного департамента и добавил, что проект застопорился ещё раньше – уже не на этапе обсуждения стоимости. От ТЦ «Фортуна» не было окончательного решения по прохождению элементов развязки на территории предприятия, и, соответственно, отсутствовало разрешение собственника для проведения изыскательских работ. 

«Наши сотрудники разработали оптимальную схему транспортной развязки, – считает собеседник издания. – Её пропускная способность не иссякнет к расчётной 20-летней перспективе. В проекте предусмотрены решения, обеспечивающие прочность, долговечность конструкций и безопасность для всех участников дорожного движения». 

Стратегическое кольцо

Между тем в Генплане города заложена схема скоростного иркутского кольца. В ней отражена обновлённая Маратовская развязка с путепроводами и продлённым участком улицы Карла Маркса. Мэрия собирается объявить аукцион на переработку имеющегося проекта с путепроводами. «Главное, чтобы переработанный проект не был написан в стол. Маратовская развязка – это стратегический транспортный объект. Только после её строительства можно будет говорить об остальных частях скоростного кольца», – подчеркнул начальник дорожного департамента «Иркутскгипродорнии» и добавил, что локальные мероприятия по упрощению движения на дорогах Иркутска не могут кардинально изменить ситуацию. «Конечно, хорошо, что у перекрёстков делают переходные скоростные полосы для правого поворота. Но это лишь капля в море, если учитывать, что у нас сейчас есть. Автомобилисты уже давно отмечают, что у нас формируются московские пробки», – отметил Александр Кыштымов.

По словам Татьяны Ушаковой, сейчас необходима резервация земель под дорожные объекты. Чтобы в дальнейшем не возникали споры с хозяевами частных владений, как это произошло с территорией ТЦ «Фортуна». «Я боюсь, что не останется коридоров под автомобильные дороги. На месте старых кварталов с ветхим аварийным жильём растут многоэтажные жилые комплексы, но никто не думает о магистралях. Почему-то закреплённые Генеральным планом города территории под расширение магистралей, новые улицы безжалостно застраиваются, красные линии перестают быть указом», – добавила Татьяна Ушакова.

Специалисты ОАО «Иркутскгипродорнии» единодушны в том, что к проектированию таких крупных транспортных узлов, как Маратовская развязка, необходимо подходить комплексно и работать на перспективу. Маратовская развязка расположена в непосредственной близости к реке Ушаковке. В целом Ушаковка, Ангара, Иркут – реки, образующие в городе Иркутске уникальный природный ландшафт, и только малая его часть – несколько километров набережной Ангары – приведена в надлежащий вид. Удобное транспортное сообщение на Маратовской развязке даст шанс возрождения и Ушаковке. В ближайшие годы новая жизнь появится и у предместий – Маратовского, Рабочего, Радищева: принятая схема теплоснабжения города Иркутска предусматривает прокладку сетей теплотрассы в эти районы. А значит, предместья станут привлекательными для массовой жилой многоэтажной застройки. «Город – живой организм, – говорит Александр Кыштымов, – работая над проектом реконструкции Маратовской развязки, мы создаём условия для его дальнейшего развития».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры