издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Между индустриальным парком и логистическим центром

Открытие отрезка железной дороги Томмот – Нижний Бестях ставит перед властями Республики Якутия больше вопросов, чем ответов

В конце августа во временную эксплуатацию сдан участок железной дороги Томмот – Нижний Бестях длиной 439 км. Открытия этого направления в Якутии ждали долго и возлагали на него большие надежды – благодаря ему, как надеются республиканские власти, удастся избежать многих проблем переправки грузов с юга на север, заменив таким образом часть маршрута перевозки с речного на наземный. Тогда программа северного завоза станет менее нервной, а время транспортировки перестанет страдать из-за капризов погоды. Пока железная дорога принимает на себя нагрузку до 1 млн тонн в год. С 2015, когда её обещают ввести в постоянную эксплуатацию, число перевозимых по ней грузов возрастёт до 7-8 млн тонн. Однако именно это привело к спорам о размещении в посёлке Нижний Бестях логистического центра и формате его существования.

В самом конце ноября стало известно об обсуждении двух проектов создания индустриального парка в районе Якутска, на другом от него берегу Лены. Посёлок Нижний Бестях, расположенный там, должен в будущем превратиться в город-спутник республиканской столицы, где развернутся промпроизводства.

Для этого ещё год назад поручением главы республики Егора Борисова была создана компания «Транспортно-логистический центр РС(Я)», занятая  строительством транспортно-логистического центра в указанном посёлке. Однако у этого проекта появился конкурент – ОАО «Ленское объединённое речное пароходство» представило свою концепцию логистического кластера «Якутский индустриальный парк», суть которого сводится к появлению на правом берегу Лены нового перевалочного порта. Оба проекта, отмечают их авторы, должны компенсировать отложенное строительство моста через Лену, соединяющего Якутск с правым берегом. Многим, однако, осталось непонятным, как появление индустриального парка связано с запуском железной дороги Томмот – Нижний Бестях. «СЭ» обратился за объяснением в пресс-службу Республиканского правительства Якутии.

– С запуском железной дороги в будущем перевозка грузов должна возрасти. Это объясняет появление логистического центра в посёлке Нижний Бестях, – рассказывает руководитель пресс-службы правительства Якутии Афанасий Егоров. – А индустриальный парк мы рассматриваем как логичное продолжение проекта логистичского центра. Сегодня две разные компании предлагают свои концепции развития этого кластера. Пока мы не определились с окончательным выбором предложенных сценариев развития. Это связано с тем, что оба предложения плохо рассчитаны. Глава республики дал компаниям-конкурентам задание сделать техническое обоснование их предложений. Решение будет вынесено только после того, как они представят понятный и чёткий бизнес-план. Пока этого не сделано.

В связи с разговорами о развитии правого берега Лены с новой силой началось обсуждение строительства моста, соединяющего Якутск с противоположной стороной реки.

– Суть в том, что мост нужен в любом случае. С одной стороны, у нас два раза в год пол-республики отрезано от большой земли. При этом правый берег Лены очень тесно связан с левым, где находится Якутск. Каждую весну и осень у нас конфликты на переправах, постоянно тонут машины, потому что люди едут по тонкому льду – слава Богу, ещё человеческих жертв не было, – говорит Егоров. – К тому же Якутск – пересечение многих транспортных узлов: федеральных автодорог «Лена», «Вилюй», «Колыма». Они все сходятся в Якутск именно в этом месте. Плюс нагрузка железной дороги и аэропорта. И всё это завязано на мост.

Но даже появление моста не сможет снять нагрузку с Якутска и его инфраструктурных объектов, говорят в правительстве. Именно поэтому строительство нового порта на другой стороне реки кажется логичным итогом: «Якутск перегружен – 300 тыс. населения живёт на вечной мерзлоте, нам негде располагать новые производства. Строительство железнодорожного моста лишь усугубит техногенную нагрузку. Сам порт Якут-ска, как и город, находится на левом берегу реки из-за особенностей течения – на правом строить порт довольно сложно. Но нагрузка растёт. Переработки будут ждать 7-8 млн тонн груза; большая часть всё же пойдёт по реке – это и северный завоз, и грузовые перевозки. Нам нужна модернизация речного порта. И тут встаёт вопрос, что проще: модернизировать старый порт или построить на другом берегу новый? Пока склоняемся к строительству нового на правом берегу», – отмечает Егоров.

Сейчас власти ожидают, что через 1,5–2 года нагрузка на новую дорогу будет предельной. «Сегодня мы ориентируемся в основном на северный завоз. Но помните, что у нас существует и другая грузовая перевозка. Кроме того, к нам пришёл «Газпром» с «Силой Сибири», «Роснефть». В планах – освоение Томторского редкометального месторождения. Загрузка дороги уже скоро станет предельной. Сегодня в некоторых кругах обсуждается вопрос, как дорогу расширить и вместо одноколейной сделать двухколейную. А пока дорогу не пустили в постоянную эксплуатацию, она, с разрешённой нагрузкой в 1 млн тонн, не покрывает даже запросы одного северного завоза», – отмечают в правительстве.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры