издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Коммунальный счёт

Почти 1,5 млрд рублей накопили должники Приангарья за услуги ЖКХ

Сейчас на контроле региональной службы судебных приставов находится более 80 тыс. производств о взыскании задолженности в пользу поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Тем не менее, отмечают в ведомстве, сумма, скопленная по состоянию на май, в этом году ниже, чем в прошлом. Чтобы заставить неплательщиков активнее погашать долги, приставы продумывают комплекс дополнительных мер. Теперь к арсеналу их методов воздействия добавились дверные наклейки, уличные баннеры. В планах также значатся лишение прав и арест личного транспорта прямо на городских дорогах. Между тем чиновники связывают высокие долги в сфере ЖКХ с неудобством оплаты коммунальных услуг. Уже в ближайшее время в Приангарье, как и в других субъектах РФ, планируется введение единой платёжной системы, призванной облегчить расчёт с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями.

В прошлом году у должников в сфере ЖКХ, абсолютное большинство из которых – частные лица, судебным приставам удалось взыскать около 400 млн рублей. Сумма средней задолженности, которая чревата судебным разбирательством, а потом и лишением имущества, – 15 тыс. рублей. «Наши основные методы для возврата денег поставщикам коммунальных услуг: обращение взыскания на денежные средства должников – заработную плату, пенсии, пособия и иные доходы, а в крайнем случае – арест имущества, – говорит заместитель начальника отдела организации исполнительного производства УФССП по Иркутской области Елена Солодуха. – Кроме этого, с нынешнего года благодаря изменениям, внесённым в закон об исполнительном производстве, мы в качестве меры воздействия применяем наклейки на двери должников с указанием их статуса, а по городу развешиваются баннеры с фотографией и информацией о задолженности».

Кроме этого, сейчас на рассмотрении находится законопроект о возможности лишения злостных неплательщиков водительских прав. «Мы рассчитываем на действенность этой меры наравне с существующими возможностями обращения взысканий на личный транспорт и вынесения запрета на его регистрацию – эти меры показали свою эффективность, – отмечает Солодуха. – Должники полностью лишаются возможности управлять каким-либо транс­портным средством».

На этом наступление на транспорт­ную независимость должников не заканчивается  – в планах приставов значится приобретение программного комплекса «Дорожный пристав». Это устройство на основе технологии распознавания регистрационных знаков автомобилей позволяет проверять номера проезжающих машин. «Пристав прямо на дороге сможет определить, является ли транспортное средство собственностью должника. Если это окажется так, то судебный пристав сможет наложить на него арест прямо на месте», – объясняет замначальника отдела организации исполнительного производства областного УФССП.

Желание поучаствовать в проекте по возвращению денег уже высказали многие предприятия ЖКХ. «Мы верим в эффективность этого метода: когда к тебе подходит пристав и говорит, что машина арестована и  будет реализована для погашения задолженности, это может сделать должника быть более ответственным», – считает заместитель начальника отдела в ходе исполнения судебных актов ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Александр Щетинин. По его словам, «Энергосбыт», как и другие предприятия, в этом году активизировал самостоятельную работу с должниками: «Мы работаем с людьми, идём навстречу тем потребителям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Компания готова рассматривать соглашения о рассрочке или реструктуризации долгов. Однако есть категория граждан, которая просто не хочет платить». Их долги приходится возвращать через суд и приставов. Только за 2014 год «Энергосбыт» предъявил 50 тыс. листов на взыскание почти 450 млн рублей. Вернуть пока удалось лишь 190 млн – 40% от указанной суммы. «Это довольно высокий показатель по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, когда исполнить удалось лишь 25% исполнительных листов, – говорит Щетинин. – Что касается нынешнего года, то только за первый квартал у нас насчитывается 15 тысяч этих документов – это значительное увеличение».

При этом средний долг перед «Иркутской энергосбытовой компании» куда меньше заявленных приставами 15 тыс. рублей. «Стоимость электроэнергии в  Приангарье самая дешёвая в России, и если мы будем допускать многотысячную неуплату, это приведёт к краху отрасли, – объясняет Александр Щетинин. – Поэтому мы начинаем работу, когда задолженность составляет от 500 до 1000 рублей. Главный критерий для нас – сроки: если гражданин ушёл за пределы трёхмесячного периода, это становится сигналом к началу предупредительных мер». Речь идёт о спектре мероприятий, среди которых информирование потребителя о сложившемся долге через уведомления и телефонные и смс-оповещения. Несмотря на то что некоторое время речь идёт лишь о погашении долга, иногда отказ платить приводит к ограничению электроснабжения. «У нас есть сайт, где потребитель может узнать об имеющейся задолженности и произвести оплату, в том числе авансом», – отмечают в «Энергосбыте».

Прозрачная система

Пока управляющие компании и ресурсоснабжающие организации думают, как вернуть недополученные деньги, чиновники предлагают своё решение. Уменьшить рост долгов в сфере ЖКХ планируется благодаря введению единого платёжного сервиса, который сегодня отсутствует. «Наша задача – создать автоматизированную систему расчётов для всех участников комплекса ЖКХ, которая повысит их финансовую дисциплину», – говорит генеральный директор  АО «УЭК» Иркутской области Виктор Григоров. Универсальная электронная карта Иркутской области, по его мнению, позволит значительно увеличить сбор средств оплаты коммунальных услуг. «Мы хотим предложить линейку с разными возможностями оплаты, чтобы это было удобно. В частности, появится возможность подключать больше услуг автоплатежа, который повышает собираемость оплаты на 15–20%, как показала практика с сотовыми операторами, – отмечает Григоров. –  Что касается работы с должниками, то в программе заложен комплекс по работе с дебиторской задолженностью: пакет доку­ментов позволяет очень быстро выходить  на появляющихся дебиторов и незамедлительно начинать с ними работу».

Введение новой технологии расчётов, частью которой станет и известная потребителям система «Город», планируется не только в Приангарье, но и в других субъектах РФ. На территории региона пилотная версия проекта прошла обкатку в Слюдянке и Байкальске, и, как утверждают инициаторы, показала свою эффективность – там сбор оплаты услуг ЖКХ вырос с 88 до 96%. «По Байкальску выплаты в апреле увеличились почти до 99%, – говорит Виктор Григоров. – Майские показатели могут несколько ухудшиться в связи с тем, что местная УК лишилась лицензии». 

Ещё семь территорий Прибайкалья уже сейчас находятся в стадии внедрения универсальной электронной карты (в этом году переход на новую систему планируют провести в 12 муниципалитетах, в том числе Ангарске, Шелехове, Черемхове, Свирске и Усть-Куте), а уже в следующем году система появится во всех территориях региона, где есть многоквартирные дома. Воспользоваться  новой услугой жители Иркутска смогут в марте 2016 года.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры