издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Себе, а не людям

Региональное правительство не отдаёт территориям дополнительные доходы бюджета

  • Автор: Марина Светлова

Муниципалитетам не хватает средств на зарплаты бюджетникам, на оплату счетов за услуги ЖКХ и электричество, хотя в областном бюджете средства есть. Региональный минфин советует им брать бюджетные кредиты. Хотя на счетах области «зависли» средства в сумме около 5 млрд рублей. Это дополнительные доходы, которые региональное правительство отказалось распределить весной. Фактически эти деньги просто не вошли в бюджет и вряд ли в этом году дойдут до жителей области.

Губернатор не устаёт рассказывать, как хорошо живётся людям в Иркутской области. И доходы бюджета у нас растут, и уровень жизни поднимается, и соцобъекты строятся.

Летом в казну поступило около 5 млрд дополнительных доходов. Сумма очень приличная. И не в том дело, что весь этот рост – на самом деле заслуга предыдущего правительства и депутатов Законодательного Собрания, которые вовремя предоставили льготы нескольким крупным предприятиям. Предприятия выросли и теперь возвращают долги. Пусть бы приписывали себе чужие заслуги, не жалко. По-настоящему жалко, что эти самые дополнительные доходы правительство не даёт распределять по территориям.

Теоретически – деньги у нас есть, фактически – их нет

Как известно, все расходы на строительство детских садов и школ, на зарплаты и отпускные, на ремонт дорог и сетей закладываются в бюджет. Поступления тоже планируются заранее, и если уж появляются дополнительные доходы, их тоже вносят в бюджет как можно скорее. Ведь, пока это не сделано, денег вроде как нет, их нельзя потратить. Ситуация повторяется из года в год, поэтому вместе с бюджетом всегда принимается и постановление к исполнению бюджета. А в нём перечисляются все объекты, на которые в первую очередь следует тратить допдоходы. Кроме того, бюджет и планируется с прицелом на то, что летом можно будет «докинуть» денег туда, где их не хватает особенно остро: на зарплаты, на дороги, на подготовку к зиме.

Этот год не стал исключением. К июню в регионе как раз появились дополнительные доходы. На майской сессии заместитель председателя правительства Антон Логашов заявил, что по налогу на прибыль допдоходов собрано 4,2 млрд рублей. Были собраны и другие налоги, с которыми тоже можно работать. Однако правительство отказалось провести корректировку бюджета. А за него никто не может сделать эту работу.

Причём очень важно было провести корректировку именно весной или в начале лета, когда начинаются строительный сезон и период отпусков. Если весной не распланировать, куда потратить деньги, потом будет поздно. Депутаты уходят на летние каникулы и вновь собираются только в сентябре. А если учесть, что первая сессия после выборов будет установочной, то можно смело говорить об октябре. В таком случае до муниципалитетов они дойдут ещё через месяц. А в ноябре в Сибири не строят, не ремонтируют. Значит, о капитальных ремонтах, новых дорогах, дополнительных детсадах и школах можно забыть? И постановление исполнено не будет. Собственно, об этом на той же майской сессии напрямую говорила председатель бюджетного комитета Наталья Дикусарова.

Муниципалитеты, пишите письма

Между тем муниципалитетам не хватало денег уже весной. Вот, например, Черемхово в 2018 году получит от областного бюджета 191 млн рублей, хотя даже в 2017 году нецелевой помощи было получено 290 млн рублей. При этом местному бюджету в нынешнем году необходимо ещё 228 млн рублей для выполнения всех обязательств.

В бюджете Усолья-Сибирского хватит денег на выплату зарплат бюджетникам только на 10 месяцев. В Тайшетском районе недостаточно средств на выплату повышенных зарплат работникам культуры. В селе Аляты Аларского района построен новый детсад. Но для него никак не могут закупить мебель. В Маме и вовсе ситуация близка к катастрофе. Главная беда территории – отдалённость. Пока довезёшь до райцентра килограмм муки за 24 рубля, он будет стоить 51 рубль зимой и ещё дороже летом. Чтобы в посёлках не закрылись все магазины, правительство компенсирует расходы на доставку самых необходимых товаров. Но в этом году сумма компенсации составила 232 тысячи рублей. А нужно более 5 млн рублей.

И это лишь малая часть того, что необходимо территориям в первую очередь. В адрес депутатов Законодательного Собрания ещё весной пришло более 30 писем, в которых главы муниципалитетов уже не просят о помощи, а просто кричат о своих нуждах. Почему же в территориях сложилась критическая ситуация, если доходы бюджета у нас растут и уже в мае было известно, что в казну поступило около 5 млрд рублей дополнительных доходов? Похоже, в дело вмешалась политика, которая для кого-то стала важнее государственных интересов и гораздо важнее интересов жителей региона.

Озабоченность ситуацией выразила даже прокуратура, и это письмо тоже перенаправлено в адрес губернатора. Очевидно, что к осени проблем стало ещё больше. И это происходит сейчас, когда региональное правительство с таким апломбом отчитывается перед федеральным центром о небывалых успехах региона и росте доходов. Интересно, каким образом отреагировал бы федеральный центр, узнав, как именно правительство региона распоряжается дополнительными доходами?

Доживём ли до зимы

– А доживут ли вообще наши муниципалитеты до осени? – вполне серьёзно поинтересовался у членов правительства депутат Александр Балабанов. На что министр финансов Наталья Бояринова народных избранников «успокоила». Она сообщила, что все выживут, потому что можно ведь брать кредиты. А некоторым, самым ответственным, даже предоставлено право брать… бюджетные кредиты. По словам министра финансов, для муниципалитетов это большое благо – ведь по бюджетным кредитам проценты меньше, чем по коммерческим. Но объясните, почему муниципалитеты должны добровольно надевать себе на шею кредитную удавку, если доходы бюджета растут и около 5 млрд рублей просто лежат мёртвым грузом?

С точки зрения нормального человека, логики в таких действиях нет. На самом деле правительство действует предельно логично. Только логика у него извращённая, а во главу угла поставлены интересы не населения, а отдельно взятой правящей группы товарищей.

Не забывайте, что дело-то близится к выборам в Законодательное Собрание. А этим самым товарищам очень важно провести в парламент своих депутатов и не пустить всех остальных. Иркутская область большая, муниципалитетов в ней много, за каждым уследить трудно. Мало ли, кого там будут поддерживать главы местного самоуправления и уважаемые люди.

Поэтому лучше сразу посадить глав на короткий финансовый поводок. И глава будет знать: если поддержит не того кандидата, значит, не получит деньги на выплату зарплат своим бюджетникам. Или новую мебель для детского сада. Или поселковую дорогу. Тут он, конечно, пять раз подумает, что ему важнее. И, скорее всего, примет решение, нужное первым лицам региона.

И тогда можно спать спокойно и ездить только в те территории, где есть «свои» кандидаты, чтобы их подсветить при помощи проплаченных СМИ, поддержать по-свойски. И можно сделать вид, что остальных территорий просто не существует. Пусть как-то выживают на свои бюджетные кредиты.

Кстати, в неисполненном постановлении ЗС есть пункт о зарплате глав местных самоуправлений. На сегодняшний день они получают гораздо меньше, чем директора бюджетных учреждений, защищённые указами президента. Вопрос этот не раз поднимали и Ассоциация муниципальных образований, и депутаты. Но решить его раз и навсегда правительство никак не хочет.

– Мы делаем институт глав местного самоуправления неуважаемым, – считает Наталья Дикусарова. – Когда один руководитель получает заработную плату с учётом указов президента, а глава – такую, какую получает, это дисбаланс в территории. В конце концов, это проявление неуважения и недоверия к главам.

А что же будет с нераспределёнными доходами, спросите вы? Ведь когда-нибудь их всё же придётся внести в бюджет. Трудно сказать, на что можно потратить такие огромные деньги за такой короткий срок. Рационально подойти к их использованию точно не удастся. Но можно загнать, например, на оплату госдолга. Правда, у нас с этим и так всё хорошо, платежи идут по графику. Если погасить долг досрочно, жители области этого и не заметят. Зато федеральный центр скажет Иркутской области большое спасибо. Конечно, ему ведь нужно давать деньги другим регионам, которые допдоходами не разбрасываются и каждую копейку направляют на строительство школ и садиков.

Правительству Иркутской области не нужны сильные и независимые главы, сильные и независимые территории. Похоже, смысл его политики сводится к пресловутому выражению: «Разделяй и властвуй!» И если для достижения сиюминутных политических целей нужно оставить на голодном пайке бюджетников или пожертвовать парой-тройкой школ, детских садов, больниц, десятком-другим километров дорог, правительство Сергея Левченко сделает это не задумываясь. Собственно, уже сделало, и сейчас мы все можем сполна насладиться этой вакханалией политического цинизма.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер