издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Высокая нефтехимия

  • Автор: Олег УСОВ

Ангарская нефтехимическая компания намерена в 2016 году полностью перейти на выпуск продукции класса «Eвро-5». В рамках этой деятельности сейчас идёт строительство целой серии сооружений, предназначенных для пуска новых, современных установок. Всё это позволит ОАО «АНХК», которое в этом году отмечает 60-летие выпуска первой продукции, сохранить лидирующие позиции на рынке. Сейчас по основным показателям компания входит в первую десятку нефтеперерабатывающих заводов России. В прошлом году здесь было переработано более 10 млн тонн нефти.

История «комбината-16»

Первая продукция в цехах Ангарской нефтехимической компании (АНХК), которая тогда носила название «комбинат-16», была получена ровно 60 лет назад. 14 апреля 1954 года здесь началось производство метанола. Этому предшествовала целая череда исторических событий. Свою судьбоносную роль в создании комбината сыграла Великая Отечественная война. Так, точкой отсчёта на долгом и непростом пути создания ОАО «АНХК» можно считать Ялтинскую конференцию, которая состоялась в феврале 1945 года. Согласно ялтинским договорённостям, Германия была обязана возместить ущерб, причинённый нашей стране. После этого в СССР потянулись поезда, загруженные продукцией и оборудованием с действующих немецких предприятий. Как раз в это время немецкие города Пелец и Блеххаммер, в которых находились заводы по выпус­ку искусственного жидкого топлива, уже были заняты советскими войсками. Удивительно, но, несмотря на военные действия, оба завода находились в рабочем состоянии и выдавали до 700 тыс. тонн бензина в год. В итоге было принято решение в репарационном порядке демонтировать первоклассный по тем временам завод в Блеххаммере и переправить его в Восточную Сибирь. 

Первый эшелон с оборудованием для будущего комбината искусственного жидкого топлива прибыл на железнодорожную станцию Усолье-Сибирское 15 мая 1945 года. Для строительства предприятия была выбрана площадка в междуречье Ангары и Китоя. Сырьём должны были послужить сапропелевые угли Черемховского угольного бассейна. 

Задача перед строителями стояла более чем амбициозная: посреди дикой тайги нужно было в короткие сроки развернуть масштабные работы. Уже первоначальный проект представлял сложное, связанное единой технологической схемой производство. Люди, которые стояли у истоков комбината, навсегда останутся в его истории. Генеральным проектировщиком предприятия стал «Гипрогазтоппром». Главным инженером проекта был назначен Василий Иломанов. Первым начальником комбината стал Николай Ярополов. Главным инженером, руководившим работами по демонтажу немецкого завода, – Яков Непомнящий. 

Возведение «комбината-16» можно уверенно назвать одной из строек века. В период интенсивного строительства количество работающих здесь достигало 70 тыс. человек. Генерал-полковник инженерно-технической службы Александр Комаровский в своей книге «Записки строителя» вспоминает, что максимальный годовой объём работ по строительству комбината в денежном выражении достигал 800 млн рублей. В ценах того времени цифра гигантская.

Первые цеха построили и ввели в эксплуатацию в 1951-1952 годах. Это были цех ремонтно-механического завода, кислородный цех, катализаторные цеха. С 1953 года начался пуск технологических цехов. Исторической вехой стал пуск цеха № 13, где 29 января 1953 года разожгли первый газогенератор.

Сейчас трудно представить, насколько сложной и опасной была осваиваемая тогда схема получения жидкого топлива из углей. «Процесс расщепления угля окрестили «жуткой фазой», так как было очень много неприятностей с его освоением», – пишет в своих воспоминаниях бывший начальник «комбината-16» Евгений Радченко. 

Проектная мощность производства первой очереди была рассчитана на выпуск 275 тыс. тонн авиабензина и 285 тыс. тонн автобензина в год. Однако первой продукцией стал не искусственный бензин, а метанол. 

Популярная в то время многотиражная газета «Трибуна стахановца» назвала это событие «крупной победой эксплуатационников». «Вчера замкнулась технологическая цепочка по выработке продукта М-20. Продукт был принят в цех, где начальником товарищ Бобров, и в тот же день передан в цех, где начальником товарищ Реймерс. Эксплуатационники цехов, занятые на выработке продукта, в короткий срок произвели большой объём монтажных работ, устранили массу недоделок», – писала газета. 

Первая победа ангарских нефтехимиков имела огромное значение для всего коллектива – комбинат из статуса строящегося переходил в статус выпускающего нужную для страны продукцию. 

К 1955 году на «комбинате-16» были введены основные мощности производства первой очереди и освоена технология получения бензина из угля. Правда, к тому времени нужда в угле уже отпала. В пятидесятых годах в стране резко увеличилась добыча нефти. В 1955 году Советом Министров СССР было принято решение об изменении профиля работы «комбината-16» и его переводе на топливно-химическое направление. Тогда же было принято решение о строительстве Ангарского нефтеперерабатывающего завода. 

К концу семидесятых годов известное всей стране производственное объединение «Ангарскнефтеоргсинтез» имело в своём составе уже 10 заводов. Это было крупнейшее предприятие нефтехимической отрасли, которое выпускало широкий ассортимент продукции нефтепереработки и нефтехимии – от минеральных удобрений и пластмасс до синтетических моющих средств и продукции бытовой химии. В общей сложности комбинат производил более 150 наименований продукции, из которых 25 видов выпускались с Государственным знаком качества. За успешное выполнение трудовых пятилеток коллектив предприятия был дважды награждён высокими правительственными наградами: в 1966 году – орденом Трудового Красного Знамени, а в 1976-м – орденом Ленина. С тех пор ангарские нефтехимики всегда входили в элиту рабочих, инженерных кадров города, региона и страны.

Лучшие среди равных

Справа налево: В.В. Иломанов, Н.И. Ярополов, Я.М. Непомнящий.
Блеххаммер. 1945 г.

Сегодня ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» (ОАО «АНХК»), дочернее общество нефтяной компании «Роснефть», являясь одним из ведущих предприятий отрасли, продолжает осваивать передовые технологии и выходить на новые уровни производства. 

Номенклатура выпускаемой продукции насчитывает около 200 наименований и марок и включает в себя всю линейку продуктов нефтепереработки, а также продукты нефтехимии, в том числе серную кислоту, метанол, амины, бутиловые спирты, эфиры и прочее. Продукция производства АНХК отгружается в регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья. Более 60% всей продукции внутреннего рынка направляется в регионы Сибири и Дальнего Востока. 

Помимо этого ОАО «АНХК» уделяет серьёзное внимание внедрению международных стандартов качества, экологии и безопасности труда. АНХК одним из первых предприятий российской нефтеперерабатывающей отрасли перешла на интегрированную систему управления. Состоявшиеся в последние пять лет аудиты подтвердили, что система управления самыми важными для жизнедеятельности компании процессами поставлена на максимально высокий уровень. 

Кроме того, ОАО «АНХК» реализует сразу несколько долгосрочных программ в области охраны окружающей среды. Затраты на их внедрение ежегодно составляют около 0,5 млрд рублей. Так, в 2013 году было потрачено более 600 млн рублей. Несмотря на рост объёмов производства, внедрение природоохранных и организационно-технических мероприятий позволило за последние пять лет добиться существенного снижения выбросов в атмосферу и сбросов загрязняющих веществ в водоём.

Химические производства АНХК являются немаловажной частью технологического процесса. Химический завод не только вырабатывает бутиловые спирты, метанол и сжиженные газы, но и обеспечивает производства компании и дочерние предприятия азотом, водородом, технологическим воздухом и отопительным газом. Качество ангарского метанола по-прежнему считается лучшим в стране. Также на базе АНХК производят предварительную очистку промышленной воды, готовят газ коммунально-бытового потребления и выдают его в городские сети.

Дальнейшие планы развития предприятия связаны с реализацией инвестиционной программы нефтяной компании «Роснефть». Но конечной целью является полный переход предприятия в 2016 году на выпуск продукции, соответствующей самому высокому экологическому стандарту – «Евро-5».

В общей сложности до конца 2016 года запланирован пуск семи основных объектов, в их числе установка гидроочистки дизельных топлив, производства водорода, серы, очистки сточных вод, а также комплекса установки гидроочистки бензина. Всего в рамках реализации инвест-программы предстоит построить 92 здания и сооружения, установить более 1400 единиц основного технологического оборудования. Сегодня на площадке производства топлив полным ходом идут строительно-монтажные работы, поступает и монтируется современное оборудование, возводятся новые производственные здания.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры