издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В очередь за бензином

  • Автор: Анна ПАВЛОВА, в подготовке материала участвовал Егор Щербаков

Длинные очереди второй день скапливаются на АЗС Иркутска. Бензиновый кризис настиг не только столицу Приангарья, он проявил себя уже и в сельских районах. Критическая ситуация сложилась из-за того, что один из крупных региональных трейдеров, «КрайсНефть», прекратил розничную продажу топлива. В «КрайсНефти» обещают, что через несколько дней возобновят работу. Но скептики уверены, что нормализуется обстановка не ранее месяца – на ремонт и реконструкцию закрылось как минимум пять российских НПЗ.

Вечер 8 октября для многих авто-владельцев Иркутска закончился весьма нетривиально – в длинных очередях на АЗС. На автозаправках крупной компании «КрайсНефть» (контролирует 16% регионального розничного рынка) продажа «ходового» топлива – Аи-92 и Аи-95 – прекратилась. Таким образом, получив тревожный сигнал, водители атаковали соседние заправки.

«Бензин вечером удалось найти только на станциях «Роснефти». Работники одной из АЗС мне сказали, что с 9 октября 92-го вообще в городе не будет. А по горячей линии «Роснефти», куда я дозвонился, сообщили, что у них идут на нефтеперерабатывающих предприятиях какие-то плановые ремонты», – поделился с «СЭ» иркутянин Дмитрий, совместивший 8 октября приятное с полезным – созерцание лунного затмения и долгую покупку топлива для своего авто.

Между тем к утру 9 октября ситуация не изменилась. Въезжая в город с Байкальского тракта, очевидцы рассказывали об огромной очереди на АЗС в микрорайоне Солнечный, растянувшейся до дороги. В районе Мельничного тракта на въезде в микрорайон Юбилейный по-прежнему пустовала заправка «КрайсНефти», ценники на бензин на световом табло отсутствовали, в продаже имелось только дизтопливо. Зато небывалый ажиотаж наблюдался на противоположной стороне дороги – на АЗС «Энергис», ранее уступавшей по популярности «крайсовской» заправке.

– Последний раз я покупал на «Энергис» 92-й три недели назад по цене 31 рубль с копейками за литр. Очередей здесь не было. Сегодня, я думаю, к концу дня топлива может не хватить, поэтому заправился с утра – уже 33,50, – комментирует другой иркутянин, Алексей.

Между тем цепная реакция 9 октября докатилась и до муниципалитетов Иркутской области. Так, в райцентре посёлке Качуг (находится в 255 км от Иркутска) одна из трёх существующих здесь заправок (компании «Крайс-Нефть») и вовсе была закрыта. На второй, принадлежащей монополисту «Роснефти», как и в столице Приангарья, образовалась «пробка».

– Бензин на третьей заправке у нас считается плохим, – рассказывает «СЭ» местная жительница автомобилист Елена. –  Туда обычно никто не ездит, таким образом, к нашим услугам сейчас только одна АЗС.

Бензиновый кризис не остался незамеченным в областном правительстве. На очередном заседании, состоявшемся в этот же день, вне повестки был рассмотрен срочный вопрос. Ситуацию с бензином попытался прояснить министр промышленной политики Кирилл Торопов: «По существующим стандартам, обеспеченность ГСМ у компаний, занимающихся розничной продажей, должна составлять не менее 10 дней. Однако у «КрайсНефти» имеется запас только на пять дней – всего одна тысяча тонн. Это объясняется тем, что одновременно на ремонт встали два нефтеперерабатывающих завода в Омске и Ангарске, которые обычно поставляли топливо на «КрайсНефть». В частности, Ангарская нефтехимическая компания (дочка «Роснефти») сообщила, что не сможет продать «КрайсНефти» бензин. Просили порядка 400 тысяч литров – суточную потребность. При отказе «Роснефть» сослалась на плановую модернизацию собственного производства, в связи с чем сократился объём выпуска продукции».

Директор АНХК Игорь Кукс в разговоре с чиновниками регионального министерства заверил, что ремонтные работы на его предприятии завершатся 16-17 октября, после чего «ситуация будет стабилизирована». Запасов топлива на заправках монополиста «Роснефти», как сказали в компании, сегодня хватит на 10–14 дней. «Руководители «Роснефти» нас уверяют, что коллапса у них не будет, просто водителям придётся какое-то время постоять в очередях на АЗС», – добавляет Торопов.

Зато для небольшого в сравнении с «Роснефтью» трейдера – «КрайсНефти» – этот бензиновый кризис не останется незамеченным. В компании отмечают, что сложившаяся ситуация, когда пришлось прекратить продажи на несколько дней, сильно ударит по их экономике. 

– В розницу топливо у нас поступит не ранее чем через три дня. Дело в том, что мы реализуем на своих заправках только горючее крупных НПЗ. Из-за внеплановых работ на этих заводах у нас и возник дефицит бензина. К примеру, за крупную партию в 3 тысячи тонн 92-го мы заплатили поставщикам ещё в сентябре, но они обязательства не выполнили до сих пор. В итоге теперь на каждой нашей заправке висит объявление о том, что по техническим причинам отпуск бензина возможен только по платёжным картам, выданным нашим клиентам по оплаченным ранее конт-рактам. Речь идёт о поставках топлива по госзаказам в областные, муниципальные учреждения – школы, больницы и так далее, а также крупным предприятиям – «Иркутскэнерго», масложиркомбинату. Ведь, по сути, топливо, которое у нас ещё осталось, нам не принадлежит – мы обязаны его поставить партнёрам, уже давно заплатившим, – прокомментировал «СЭ» источник в «КрайсНефти».

Он же заверил, что на формировании розничной цены Аи-92 и Аи-95 этот кризис не скажется. Поднимать стоимость бензина на заправках придётся только в случае, если вырастет и сама закупочная цена. «Именно от этого показателя мы отталкиваемся», – говорит собеседник издания.

– «КрайсНефть» здесь, по сути, ни при чём, – делится своей точкой зрения член Совфеда от Иркутской области Олег Каньков. – Сегодня пять НПЗ по стране находятся на ремонте или реконструкции. К примеру, Ачинский НПЗ, переживший взрыв, до сих пор не восстановил объёмы производства. При этом компания «Роснефть» расписалась в бессилии, отказавшись помочь «КрайсНефти» в поставках топлива. Думаю, дефицит на розничном рынке продержится месяц-полтора, пока не восстановятся заводы.

Но Ангарская нефтехимическая компания с обвинениями в свой адрес не согласна. На НПЗ заявляют, что всё производство функционирует в плановом режиме. «Выгрузка и отгрузка продукции осуществляются согласно графикам», –  сказано в сообщении, распространённом службой по связям с общественностью АНХК. В качестве примера нефтехимики приводят реквизитные заявки от других подразделений «Роснефти» (в том числе «Иркутскнефтепродукта»), которые выполняются в полном объёме. «Вдобавок на комбинате имеются товарные остатки автомобильного бензина различных марок», – добавляют в компании.

Аналогичной точки зрения, естественно, придерживается и другая дочка «Роснефти» – ЗАО «Иркутскнефтепродукт», в управлении которой находится сеть АЗС. «Заправки работают в штатном режиме, отпуск [топлива] производится без ограничений», – сообщили в компании «СЭ». Собеседник издания подчеркнул, что АНХК в полном объёме удовлетворяет их заявки на поставку бензина. Отметим, что сегодня на АЗС «Роснефти», которая по факту занимает положение монополиста,  сохраняются, как и в мае 2011 года, когда независимые топливозаправщики столкнулись с дефицитом горючего, самые низкие цены. Например, литр бензина Аи-92 стоит 34,7 рубля (топливо под маркой «Фора-92», впрочем, обходится уже в 35,2 рубля за литр). Стоимость летнего дизельного топлива, в свою очередь, составляет 36,1 рубля за литр. Цена литра 95-го – 35,9 рубля, литр бензина Аи-98 обойдётся в 38 рублей. Прогнозировать, на сколько может вырасти в ближайшее время цена на АЗС, в «Иркутскнефтепродукте» пока не берутся. 

Между тем некоторые игроки рынка, сегодня ещё имеющие в резерве бензин на своих заправках, решили не упускать шанс заработать на бензиновом кризисе. Рекордной оказалась 9 октября в Иркутске цена на дефицитный 92-й на АЗС «Сибнефтегаза» –  36,50  рубля. Но даже здесь, на заправке, расположенной между Студгородком и Академгородком, с утра уже выстроилась очередь за дорогим в прямом и переносном смысле слова топливом.

– С начала года рост цен на 92-й, по данным Санкт-Петербургской торговой биржи, составил 33%, на 95-й – 31%, на летнее дизтопливо – 8%. Снижение идёт только по зимнему топливу. Если же говорить конкретно по розничным операторам, то с начала года повышение в среднем составило 10%. К нам в правительство уже неоднократно приходили сообщения о росте цен на бензин в Приангарье, – рассказывает министр Кирилл Торопов.

Однако чиновник обещает, что буквально в течение недели он разберётся, почему же растёт стоимость бензина в одном из главных «нефтяных» регионов. За это время профильные областные чиновники должны будут встретиться для диалога со всеми игроками местного рынка.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры