издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Генерал российского бизнеса

  • Автор: Сергей ПЕТРАКОВ

В последнее время развелось немало «спасителей» российской экономики. Как ни странно, самыми громкими заявлениями на эту тему прославились некоторые олигархи, в том числе те, у кого есть серьёзные интересы в Приангарье. Они выступают с заявлениями о природе нынешнего кризиса, неизбежности и даже желательности кончины старой экономики и необходимости строительства новой и рекомендациями по выходу из него, предлагая вкладывать как можно больше государственных средств в инфраструктуру, нанотехнологии, социальные и инновационные проекты. Вроде бы всё правильно, но возникают вопросы: как они довели собственные компании до такой жизни, почему государство вынуждено фактически выкупать их предприятия, спасая от перехода в руки зарубежных банкиров, какую роль, кроме получения от правительства космических кредитов, они отводят себе, что будет с работающими на заводах и фабриках «старой» экономики и их семьями?

К счастью есть люди, которые, не читая гражданам далёких от жизни проповедей и не выписывая скоропалительных рецептов «спасения экономики», без шума и суеты, не привлекая к себе ненужного внимания, занимаются возрождением реальной экономики. Один из них – наш известный земляк, глава крупнейшей государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Он родился в шахтёрском городе Черемхове, окончил Иркутский институт народного хозяйства и работал в НИИ редких и цветных металлов.

Сергей Чемезов разительно отличается от крупных предпринимателей – не только частных, но и государственных – двумя принципиальными особенностями. Первая – это стремление не ограничиваться одной или двумя отраслями. Ростехнологии работают в «оборонке», чёрной и цветной металлургии, автомобилестроении, а недавно занялись авиаперевозками. Вторая – готовность брать ответственность не только за высокодоходные, но и за «лежащие» отрасли, которые и частный бизнес, и госструктуры объявили бесперспективными. Такие, например, как судо- и станкостроение, находящиеся после развала Советского Союза в состоянии комы (исключая несколько заводов по строительству военных кораблей). Или приснопамятные авиаперевозчики «Красэйр» и «Дальавиа», из-за краха которых совсем недавно пострадали десятки тысяч пассажиров, опаздывая из отпусков и мучаясь в аэропортах без денег и пищи. Создание по инициативе Чемезова компании «Росавиа», конечно, не принесёт быстрой прибыли, но жизненно необходимо всем, кто пользуется услугами авиатранспорта. И это не говоря о многих НИИ и конструкторских бюро, которые на годы оказались брошенными на произвол судьбы, вынуждая учёных торговать на рынках или уезжать за границу; теперь они работают в Ростехнологиях. Как следствие, прекращается «утечка мозгов». Значит, наша наука, долгое время отрезанная от производства, возвращается в единые научно-производственные структуры.

Таким образом, возглавляемая Чемезовым корпорация выполняет важнейшие социальные функции: за «подобранными» Ростехнологиями сотнями полуживых предприятий сотни тысяч, если не миллионы, людей. От того, встанут ли они на ноги, зависят судьбы депрессивных городов и регионов.

Очевидно, что «генералов промышленности» нужно судить не по словам, а по делам. Три года Чемезов руководил объединением «Рособорон-экспорт», и сейчас производство вооружений в России выросло. Более того, если несколько лет назад наши не имеющие аналогов в мире самолёты, танки и боевые корабли поступали на экспорт, а собственная армия была вынуждена использовать технику, оставшуюся ещё с советских времен, то сейчас ситуация в корне изменилась. И экспортные заказы увеличились, и в нашу армию наконец-то стала поступать новейшая техника. Вот вам конкретный результат работы Сергея Чемезова. Кстати, за границей, в Венесуэле, Ростехнологии собираются строить завод по сборке «Жигулей», в результате чего наши предприятия будут зарабатывать валюту.

Некоторые либеральные эксперты беспокоятся о том, что концентрация сотен предприятий в Ростехнологиях приведёт к огосударствлению ключевых отраслей экономики и отходу от принципов свободного рынка. Напрасные опасения. Как раз «государственник» Чемезов привёл на «АвтоВАЗ» французскую компанию «Рено». В результате качество тольяттинских машин улучшается, готовятся к выпуску новые модели. Вологодский оптико-механический завод совместно с французской фирмой «Талес» наладил производство тепловизоров, столь необходимых нашей «оборонке». А ещё Сергей Чемезов выдвинул поистине революционную идею строительства автозаводов в Сибири и на Дальнем Востоке. Восточнее Урала обычно добывают нефть, уголь, газ, золото, а о серьёзном машиностроении (авиационная отрасль – счастливое исключение) речи никогда не шло. Такое экономическое разделение, напоминающие колониальную систему, до последнего времени вполне устраивало Москву. Но сегодня глава Ростехнологий решил положить ей конец. Судостроительные заводы Дальнего Востока уже получают заказы, решено развернуть и автомобилестроение. В Комсомольске-на-Амуре Чемезов планирует наладить производство «Ниссанов». Наверняка он вспомнит и о потенциале Иркутска – ведь была же идея собирать у нас китайские авто.

Теперь Сергей Чемезов выдвинут в совет директоров «Норильского никеля». Он ратует за объединение «Норникеля», «РУСАЛа» и «Металлоинвеста» в мощную компанию, способную бросить вызов иностранным гигантам и обеспечить предприятия чёрной и цветной металлургии заказами, а рабочих – работой и зарплатой.

Есть надежда, что глава Ростехнологий не оставит без внимания родную область.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры