издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Город коммунальных противоречий

Ангарск с февраля 2010 года неоднократно упоминался в СМИ в связи с акциями протеста, вызванными недовольством дей- ствующей властью. Одним из поводов для митингов послужило повышение тарифов на услуги ЖКХ. При этом протестующие настаивают, что нормативы их потребления завышены. Изначально созданная по распоряжению губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева рабочая группа сначала поддержала это заявление, но сейчас представители областных властей говорят о преждевременности подобных выводов, при этом отмечая, что есть потенциал снижения уровня потребления. Городская администрация, в свою очередь, решила привлечь независимую экспертную организацию и поставить точку в споре об обоснованности нормативов. Её заключение станет известно только в конце года, а пока выслушать аргументы сторон и разобраться в ситуации пытался корреспондент «Сибирского энергетика».

Само по себе увеличение тарифов в Ангарске не превысило пресловутую планку в 25%, о которой в марте 2010 года заявил председатель правительства РФ Владимир Путин. Тариф на тепло в городе был увеличен на 12,24% и составил 472 рубля 51 копейку/ГКал, а на подпиточную воду – на 7,74% (до 7 рублей 91 копейки за тонну). Однако 25 декабря 2009 года постановлением главы Ангарска был повышен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений от 25,9% до 76% в зависимости от степени благоустроенности. Рост объяснялся тем, что в плату была заложена стоимость капитального ремонта домов и работ по сбору и вывозу мусора. Это дало значительное увеличение квартплаты. «В качестве примера я взял свою маму, которая живёт в двухкомнатной «хрущёвке», – продемонстрировал корреспонденту газеты платёжные ведомости председатель городской общественной организации ветеранов боевых действий «Патриот» Александр Горобец, выступающий в качестве одного из лидеров протестного движения в Ангарске. – Смотрим цифры: в декабре 2009 года было 467 рублей, а нынче – 869 рублей. Даже с учётом положенной ей как пенсионеру компенсации получается прилично». 

Подобное изменение квартплаты, несмотря на всю свою неизбежность, вызвало волну протеста. Первый митинг, связанный с тарифами на услуги ЖКХ, прошёл в Ангарске 8 февраля, а два дня спустя оценивать ситуацию в городе начала межведомственная рабочая группа под руководством первого заместителя председателя правительства Иркутской области Юрия Параничева. 

Изначально специалисты пришли к выводу, что нормы потребления услуг по отоплению завышены на 10–15%, по горячей воде – до 20%, холодному водоснабжению и водоотведению – на 20–25%. Муниципалитету было предписано пересчитать нормативы до 20 апреля, однако позднее срок был продлён на 10 дней. В апреле состоялся ещё один митинг, а 21 мая Александр Горобец объявил голодовку, к которой присоединились первый секретарь Ангарского горкома КПРФ Сергей Бренюк и врач-терапевт Татьяна Денисова. 3 июня голодовка была отменена, а протестующие заявили о том, что они готовят пикеты в Москве с требованиями снизить тарифы на коммунальные услуги. 7 июня последовал ответ от мэра Ангарска Леонида Михайлова – как сообщает агентство «ФедералПресс», он заявил, что эти требования необоснованны. Тем не менее 17 июня городская Дума приняла решение о снижении инвестиционной надбавки к тарифу на водоотведение на 96% и надбавки к тарифу на холодную воду на 31% . С 1 августа ставка за холодное водоснабжение для горожан будет снижена с 20,12 рубля за куб. м до 6,79 рубля за куб. м (то есть тариф на воду снизится на 7–9%, со 155 до 142 рублей), а с 1 июля в среднем на 30% уменьшилась плата за ремонт и обслуживание жилого фонда. В то же время ангарские СМИ 21 июня привели слова заместителя председателя правительства Иркутской области Николая Хиценко о том, что первоначальные выводы о завышении нормативов не основывались на данных приборов учёта и были преждевременными. А губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев во время поездки на ТЭЦ-10 6 июля 2010 года заявил о том, что в Ангарске есть потенциал для снижения потребления горячей и холодной воды. Соответственно должны сократиться и расходы населения на водоснабжение. 

Цифры «за» и цифры «против»

Напомним, сейчас норматив потребления горячей воды в городе составляет от 40 до 167 литров на человека в сутки (это зависит от степени благоустроенности домов, наличия или отсутствия ванн, душевых, систем канализации и т. д. – «СЭ»), а потребления тепловой энергии – 0,025833 Гкал на кв. м в месяц. Александр Горобец полагает, что с учётом действующих нормативов и тарифов квартплата завышена примерно на 30–35%. Впрочем, специалисты, опираясь на данные приборов учёта, говорят о том, что нормативы на 2010 год соответствуют реальному потреблению. По данным, которые привела директор ООО «Ангарская теплосбытовая компания», депутат Думы Ангарска Ольга Ленц, из 1295 городских многоэтажек счётчиками тепловой энергии и воды оснащены 154 дома, причём в девяти из них реальное потребление тепла и горячей воды превышает действующий норматив. Ещё в 24 домах норматив превышает уровень потребления тепла, в 23 – горячей воды. «Причём там, где одновременно есть превышение по теплу и воде, потребление отличается от норматива в полтора-два раза», – отметила Ольга Ленц. При этом энергетики указывают на тот факт, что приборами учёта оснащены в основном новые здания, в которых потери тепла из-за изношенных систем теплоснабжения, перекрытий или оконных рам невелики. «А норматив – усреднённый по всему городу, он сделан таким образом, что учитывает среднее потребление по всем видам домов», – подчеркнула директор АТСК. 

С начала 2010 года ангарчане неоднократно протестовали против роста платы за обслуживание жилья

Кроме того, существует отдельный норматив (40 литров в день на человека. – «СЭ») для зданий, относящихся к индивидуальной жилой застройке. Это более 2 тысяч домов, расположенных по большей части в ангарских микрорайонах Байкальск и Северный. Норматив потребления для них установлен ниже, чем для многоквартирных домов, но реальный уровень потребления тепла и воды превышает его в 20 раз. С одной стороны, это вызвано техническими особенностями сетей в этих микрорайонах – на них нет индивидуальных тепловых пунктов с разделением на отдельные трубопроводы для отопления и горячего водоснабжения. Поэтому идёт отбор воды из системы отопления, которая по этой причине продолжает работать даже после окончания отопительного сезона. Вдобавок распределительные сети в микрорайонах являются бесхозяйными, есть случаи самовольного подключения, когда люди используют тепло для обогрева теплиц, а воду – для полива огородов. Однако выявить их практически невозможно – представителей сбытовой компании просто не допускают в дома, аргументируя это неприкосновенностью частной собственности. 

С 2006 года АТСК заключила договоры на обслуживание внутридомовых сетей примерно с третью владельцев частных домов. «Но в остальные дома нас не пускают: это частная собственность, и оснований туда зайти нет ни у нас, ни у милиции», – констатировала собеседница «Сибирского энергетика». Между тем в 2009 году прокуратура обязала администрацию Ангарска поставить все бесхозяйные сети на учёт и в дальнейшем зарегистрировать в качестве муниципальной собственности. Дмитрий Мезенцев рассказал журналистам, что инвентаризация сетей должна завершиться до января 2011 года, а затем их необходимо передать либо в аренду, либо в концессию энергетикам. Леонид Михайлов при этом оговорился, что администрация города «передаст их на баланс «Иркутскэнерго».

Счётное решение

Александр Горобец считает, что квартплата в Ангарске завышена на 30–35%

Одним из путей решения проблемы с потерями в бесхозяйных сетях была бы установка индивидуальных приборов учёта, чтобы собственники жилья платили по факту. Но для владельцев частных домов она обойдётся весьма недёшево – около 100 тыс. рублей. Так что средний норматив в этой ситуации представляется наиболее оптимальным и компромиссным решением. В то же время федеральный закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности содержит требование об обязательной установке в многоквартирных домах приборов учёта тепла и воды. Установка счётчиков могла бы решить проблему с выступлениями против нормативов потребления. 

Но пока счётчиками оборудовано только 12% многоквартирных домов, городская администрация намерена привлечь для оценки обоснованности нормативов независимую организацию, которая не была бы ангажирована ни областными, ни местными властями. Как сообщил глава Ангарска Леонид Михайлов, 1 июля был объявлен конкурс по её выбору. В течение месяца определят его победителя, который должен будет до 25 декабря выполнить обследование ряда домов (для этого существует определённая выборка) и установить, насколько реальное потребление соответствует нормативам. Но до того момента, как станут известны результаты этого обследования, лидеры протестного движения намерены проводить пикеты в Москве. Александр Горобец также планирует отправить письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву по факту своих обращений к губернатору Иркутской области и в прокуратуру, которые, по его словам, остались без ответа. 

Непрозрачные УК

Впрочем, одним только требованием снизить нормативы ангарчане не ограничиваются. Согласно резолюции одного из митингов, его участники требуют от городской администрации «и руководства управляющих компаний прекратить шельмование инициаторов собраний собственников жилья». Председатель общественной организации «Патриот» утверждает, что управляющие компании рассчитываются с АТСК исходя из показаний счётчиков, а плату с жильцов взимают по нормативам потребления. «При этом, когда была проверка губернаторской комиссии, проверяющих к этим счётчикам не допустили», – заявил он. Поэтому, констатировал Александр Горобец, расчёты управляющих компаний совершенно непрозрачны, к тому же установлены факты, когда они расплачивались с АТСК с задержкой. 

В самой теплосбытовой компании для решения этой проблемы предлагают создать единый расчётно-кассовый центр, аналогичный тому, который действует в Усолье-Сибирском и других городах Иркутской области. Как пояснила Ольга Ленц, управляющие компании, заключив договор с центром, снизят расходы на содержание специалистов, вынужденных вручную выполнять расчёта, а население сможет в «одном окне» увидеть свой лицевой счёт по всем видам коммунальных услуг (помимо АТСК их оказывают МУП «Ангарский водоканал» и очистные сооружения АНХК, отвечающие за очистку стоков предприятий ЖКХ. – «СЭ»). К тому же управляющие компании, заключившие соглашения с поставщиками ресурсов, получат полноценное управление жилищным фондом. Благодаря расчётному центру финансовые потоки станут прозрачными, а управляющие компании будут выполнять те функции, которые на них возложены по закону, – обслуживание жилого фонда. Однако управляющие компании весьма осторожно относятся к предложению о его создании, выдвинутому АТСК ещё в 2007 году. «Неготовность к полной открытости перед населением жилищных организаций не только наносит ущерб им самим, но и дискредитирует городскую власть, – резюмировала Ольга Ленц. – Но события 2009 года ясно показали, что нужны определённые концептуальные изменения в управлении жилищно-коммунальным хозяйством Ангарска». 

Потенциальное снижение

Это признал и губернатор, обязавший Леонида Михайлова «буквально в ближайшие дни обсудить с депутатами городской и районной Думы меры по дотации из местных бюджетов, позволяющие справедливо отнести к платежу жителей города те расходы, которые они несут фактически, и изъять те расходы, которые автоматически ложились на них ранее». По его словам, областное правительство готово выделить 10 млн. рублей из бюджета региона на установку приборов учёта по целевой программе энергосбережения, а «Иркутскэнерго» может увеличить на 80 млн. рублей расходы на установку подомовых и поквартальных счётчиков. Как выразился Дмитрий Мезенцев, это позволит вести «принципиально другой учёт расхода горячей и холодной воды и тепла», чтобы ангарчане платили только за фактически потреблённые ресурсы. «Иркутскэнерго», в свою очередь, намерено в ближайшие три года инвестировать в развитие тепловых сетей Ангарска и Ангарского района до 1,5 млрд. рублей, одним из эффектов этих вложений станет снижение потерь в сетях и уровня потребления. «Мы оцениваем потенциал снижения в 15–20% по сравнению с текущим годом», – заметил генеральный директор компании Евгений Фёдоров. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры