издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Магистральная альтернатива

Идея воссоздания дорожных фондов воспринята неоднозначно

В Иркутске прошло заседание центра социально-консервативной политики «Байкал». Участники заседания – депутаты Законодательного Собрания Иркутской области и Думы города Иркутска, руководители исполнительных органов власти, проектных и дорожных эксплуатационных предприятий и организаций, журналисты – обсудили перспективы модернизации транспортной системы России и создания региональных дорожных фондов.

– Тема эта непростая, – открывая заседание «круглого стола», сказал председатель «КС ЦСКП – Байкал», депутат Законодательного Собрания, генеральный директор ЗАО «Труд» Сергей Тен.– Главная проблема здесь – в определении источников финансирования дорожных фондов. 

Дорожные фонды создавались для финансирования затрат на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог, но в 2001 году был ликвидирован сначала Федеральный дорожный фонд, поскольку правительство перешло на систему прямого финансирования, а с 2003 года, после отмены налога на пользователей дорог, прекратили существование и региональные. Сейчас предлагается воссоздать их. В них будут аккумулироваться средства на строительство, ремонт и содержание дорог общего пользования. Это даст возможность заключать 12-летние контракты (время до первого ремонта дороги) на строительство и обслуживание трасс. Региональные фонды Минтранс предлагает наполнить за счёт транспортного налога, акцизов на топливо, НДС от продажи топлива, шин и произведённых в России автомобилей, а также налога на прибыль. В муниципальные фонды предполагается направлять половину земельного налога, платы за аренду земли и часть платы граждан за коммунальные услуги.

В поддержку дорожных фондов высказались Сергей Тен, министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслан Болотов, депутат Думы города Иркутска Александр Ханхалаев, начальник дорожного департамента ОАО «Иркутскгипродорнии» Владимир Ступаков, генеральный директор АО «Иркутский завод дорожных машин» Ефим Дынкин и другие участники «круглого стола».

Нашлись и противники воссоздания дорожных фондов. Минфин России, к примеру, считает, что существующее законодательство и так позволяет поддерживать региональных дорожников с помощью принятия в субъектах долгосрочных целевых программ. Этой же позиции придерживается и руководство регионального министерства финансов.

– По объёмам выделяемых на дороги средств область приблизилась к уровню благополучного 2007 года ( 1,7 млрд. руб.), – заметил в своём выступлении заместитель министра финансов региона Алексей Зезуля. – В этом году на содержание, строительство и капремонт в бюджете заложено 1,67 млрд. рублей. Мы отдаём предпочтение долгосрочным целевым программам, которые предоставят дорожникам гарантированный объём финансирования.

Об этих программах региональные чиновники говорят давно. Постоянное недофинансирование дорожных работ привело к срыву «Программы развития автомобильных дорог области на период 2000–2010 годов», которая выполнена лишь на четверть от запланированного. 65% от общей протяжённости автомобильных дорог не отвечает нормативным требованиям по эксплуатационному состоянию. На протяжении длительного периода темпы износа выше, чем темпы восстановления, в результате около 4 тыс. км наших дорог находятся в аварийном состоянии. Если в прежние времена ежегодный ввод осуществлялся сотнями километров дорог общего пользования, то в прошлом с трудом сдали лишь 12 км региональных и 14 км федеральных, а ещё мост с трёхкилометровыми подходами через реку Лену у села Пономарёво и участок дороги Залари – Жигалово с мостом через реку Чешка. 

– В 2010-м объёмы финансирования и строительства в целом значительно возросли, и задачи наши усложнились, – сказал в своём выступлении Руслан Болотов. – Нам предстоит в сжатые сроки – до сентября 2011 года – реализовать серьёзные проекты. Речь идёт о завершении строительства 24-километрового обхода Иркутска (Вдовино – Чистые Ключи) с двумя мостами и путепроводными развязками, что позволит значительно разгрузить внутригородские магистрали и улучшить транспортное сообщение между областным центром, Ангарском и Шелеховом. А ещё необходимо произвести реконструкцию городских улиц и магистралей по программе «Дороги Иркутска», на которую из федерального бюджета выделен льготный кредит в размере 950 млн. рублей. Эту программу губернатор Дмитрий Мезенцев обсуждал на встрече с председателем правительства РФ Владимиром Путиным. Расходы по кредиту область и город разделят пополам. По сообщению выступившего на «круглом столе» и.о. начальника городского департамента дорожного строительства Евгения Липатова, уже составлен реестр объектов, куда вошли проблемные участки в центре столицы Восточной Сибири. Кроме того, благодаря договорённости главы региона и депутатов Госдумы от Приангарья, области выделена субсидия на дорожное строительство в размере 565 млн. рублей. 

– Губернатор подписал два распоряжения, касающихся завершения строительства нового мостового перехода через Ангару, – проинформировал Руслан Болотов.– Нужно подготовить и провести конкурс на заключение контракта, предусматривающего выполнение работ по строительству третьего и четвёртого пусковых комплексов нового моста. Срок сдачи объекта губернатор определил, это 31 декабря 2012 года. Для завершения строительства потребуется более 2 млрд. рублей. Это средства как федерального, так и областного бюджетов, а также бюджетного кредита. 

Учитывая особую актуальность поднятых вопросов, участники «круглого стола» приняли решение предложить губернатору Иркутской области взять под особый контроль организацию и проведение аукционов и тендерных торгов по определению подрядных организаций, выполняющих работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог регионального и местного значения. Также предложено создать рабочую группу по формированию концепции создания регионального и территориальных дорожных фондов с детальным анализом источников их финансирования. Депутатам Заксобрания рекомендовано принять активное участие в формировании областной программы «Дороги Приангарья на 2011–2015 годы, а также создать механизм общественного контроля качества дорожно-строительных работ подрядными организациями и ряд других.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры