издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эта дорога ведёт в Думу?

  • Автор: Владимир ДЁМИН

До главного политического события 2011 года – выборов в Государственную Думу шестого созыва – осталась 21 неделя. Для красоты картинки стоило бы начать обратный отсчёт за сто дней до начала выборов, но партийные организации уже активизировались и наблюдать за происходящим всё интереснее.

«Правое дело» в глубокой тени

Первые новости поступили из Иркутского регионального отделения партии «Правое дело». Поступили, впрочем, громко сказано – с трудом просочились. Ещё в конце июня один из участников оnline-интервью с Михаилом Прохоровым на сайте газеты «Коммерсантъ» наябедничал руководителю партии на местное отделение: «Телефон отключён, последние новости на региональном сайте — за 2010 год». Прохоров в ответ сообщил своему собеседнику, что в сутках 24 часа, из которых не менее шести требуются ему на сон. Остальные 18 часов, перемноженные на оставшиеся до выборов примерно 150 суток, он должен разделить между 50 городами, которые намерен посетить до выборов. Поскольку в этом же интервью Прохоров отметил, что в экстремальных ситуациях привык брать на себя ответственность и не намерен отступать от этого правила в канун выборов, придётся предположить, что впервые в истории России мы будем иметь дело с кочующим избирательным штабом.

Иркутску, несмотря на занятость лидера, уделили особое внимание – всего через пару недель после того, как федеральному руководителю сообщили о пребывающем в состоянии комы региональном отделении, операция по смене руководства была полностью подготовлена и успешно проведена. Избранный руководителем ИРО «Правое дело» президент группы компаний «Истлэнд» Сергей Ерощенко выступил перед своими соратниками (численность которых представляет сейчас самую интригующую партийную тайну) с программным заявлением: «…нужно заниматься делом и добиваться реального социального эффекта для всех жителей области, вернуть их доверие и голоса». 

В случае «Правого дела» точнее будет сказать «приобрести доверие», ведь у партии не было ни собственных мэров, ни многочисленных фракций в городских Думах. Понимая, что для начала партийной организации нужно заявить о себе, Сергей Ерощенко предложил своим землякам и потенциальным избирателям ясно видимый ориентир на ближайшее будущее, цель, к которой региональное отделение «Правого дела» поведёт Иркутскую область, если партия действительно станет партией власти: «…выход из полудепрессивного состояния и инновационное развитие до уровня соседнего Красноярского края». Образец для подражания выбран не просто так: в развитие края внёс личный вклад не кто иной, как сам Михаил Прохоров. Если подумать, упоминание не самое удачное: Прохоров в стране всего один, клонировать людей у нас не пробовали, да и нельзя сказать с полной уверенностью, нужен ли региону один такой финансово-политический тяжеловес, или предпочтительнее иметь тысячи уверенно стоящих на ногах предпринимателей калибром поменьше. 

Ещё один довод против такого ориентира – извечное противостояние области и края, слегка подзабытое, но вполне реальное по сей день. Невидимая на местности административная  граница между двумя регионами в умах и настроениях граждан проложена очень отчётливо: только самые заядлые патриоты области могут признать, что наши города комфортнее, воздух и реки чище, а перспективы радужнее. Хотя в среднем за последние 20 лет Иркутская область по уровню среднедушевых доходов населения занимала в Российской Федерации 34-е место, а Красноярский край – 20-е, патриотизм – чувство во многом иррациональное и земляки могут с Сергеем Ерощенко не согласиться. 

Многоточие в операции «Смена караула» поставил сам Прохоров, сообщив в своём блоге, что «бездействие – серьёзная угроза репутации партии в преддверии думских выборов. Медлить и уговаривать здесь нельзя». Золотые слова, если их услышат в партии, но пока ИРО «Правого дела» продолжает своё полуподпольное существование и не делится с жителями области никакими новостями. Сильный ход сделал сам Прохоров: к вечеру 21 июля стало известно, что он сумел убедить главу екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана вернуться в политику. Ройзман рассказал в своём блоге, что Прохоров обещал ему в случае избрания в Государственную Думу руководство всей работой антинаркотической направленности и полный карт-бланш. Спросив совета у 

аудитории своего блога, за несколько часов Ройзман получил несколько тысяч голосов за вступление в «Правое дело», при этом против высказалось примерно в три раза меньше читателей. Значение этого решения трудно переоценить: до этого Ройзман последовательно отказал блоку ОНФ–«ЕР» и «Справедливой России», а его авторитет весьма велик не только в Свердловской области. 

Проблема «паровоза»

Тем временем Иркутское региональное отделение партии «Единая Россия» готовится к проведению «Народного предварительного голосования по определению списка кандидатур региональной группы федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы VI созыва», или, если применить заимствованное, но уже почти привычное слово, праймериз. В списке предварительного голосования 97 кандидатов, представляющих как само региональное отделение «ЕР», так и вошедшие в Общероссийский народный фронт общественные организации. Среди членов ОНФ в Иркутской области не только многолюдные трудовые коллективы, но и отдельные граждане – всего, по словам депутата Законодательного Собрания Натальи Протопоповой, 85 человек. Один из этих индивидуальных членов ОНФ даже выразил желание принять участие в праймериз, и ему не отказали. 

Количество кандидатов определили в соответствии с рекомендациями федерального руководства партии: количество депутатов, избранных в области по списку «ЕР» в 2007 году (пять депутатов), умножить на 10 (получилось 50) плюс некоторый запас на случай отказов и форс-мажорных об-стоятельств. Примечательно, что федеральное руководство партии не вычеркнуло из этого списка ни одной фамилии, хотя в будущем это может случиться: участникам праймериз предстоит пройти тщательную проверку на наличие «тёмных пятен» в биографии, и тот, у кого они окажутся, не имеет никаких шансов на дальнейшее восхождение по карьерной лестнице. 

На предварительное собрание, в ходе которого кандидатам рассказали о местах проведения голосований и правилах подготовки выступлений, удалось собрать примерно 40–50 кандидатов – именно так оценил количество присутствующих в актовом зале заседаний администрации Иркутска секретарь регионального отделения Александр Битаров. Среди них были действующие депутаты Государственной Думы Сергей Колесников и Константин Зайцев, помощник депутата Виталия Шубы, депутат Законодательного Собрания Антон Романов и мэр Иркутска Виктор Кондрашов. Александр Битаров отметил, что в праймериз примут участие все без исключения видные единороссы, включая и членов областного правительства. Но ни он сам, ни председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина в Государственную Думу уходить не собираются и в первую пятёрку «паровозами» не пойдут. Более того, секретарь регионального отделения подтвердил информацию о включении в некоторые избирательные списки членов правительства Российской Федерации, однако не смог подтвердить или опровергнуть сообщения о том, что иркутский список может возглавить министр с самым большим рейтингом и стажем работы в должности – Сергей Шойгу. 

Последним по проблеме «паровозов» высказался губернатор Дмитрий Мезенцев. Вечером 21 июля, отвечая на вопросы журналистов, губернатор заявил, что много думал, советовался с федеральным центром и в конце концов принял решение не входить в первую тройку или пятёрку списка «Единой России». Мотивация при этом была правильная для губернатора, но совершенно неправильная для «паровоза» (которого и приглашают-то именно для того, чтобы на личном авторитете поднять итоговый рейтинг партии): Дмитрий Мезенцев заявил, что в случае избрания – а первая пятёрка, по его мнению, попадает в Государственную Думу со стопроцентной гарантией – нужно идти и работать в Думе. А он предпочёл бы довести до конца дела, начатые на посту губернатора, и отработать весь положенный ему пятилетний срок. 

Руководствуясь этими соображениями, Дмитрий Мезенцев отказался и от участия в процедуре предварительного голосования.

Это трудное слово «праймериз»

Схема проведения голосований выглядит достаточно сложно. Вся территория области была условно разделена на 12 участков, в каждом из которых определено по 400 выборщиков – 200 из них выдвинули местные партийные отделения, 200 – организации, вошедшие в ОНФ. Таким образом, на всю территорию области набирается около 5000 выборщиков, которые должны прибыть на свои участки предварительного голосования (выбранные именно по принципу транспортной доступности, чтобы жителям Бодайбо не пришлось лететь в Братск), зарегистрироваться, выслушать выступления кандидатов, сделать свой выбор и услышать результаты голосования, которые будут подведены сразу же на месте. После этого уже проверенные и пересчитанные бюллетени и протоколы доставят в Иркутск, где подведут общие результаты для всей области. Первое голосование состоялось 22 июля в Черемхове, второе – 25 июля в Иркутске; 26 июля состоится голосование в посёлке Усть-Ордынский, 28 июля – в Усть-Илимске, 29 июля – в Братске, 2 августа – в Ангарске, 4 августа – в Тайшете, 9 августа – в Саянске. Больше всего голосований будет организовано в областном центре: 27 июля, 1, 3 и 8 августа. 

В правилах для кандидатов чётко сказано, что заявку на выступление нужно подавать заранее, опоздавший кандидат будет лишён права выступить  независимо от причин опоздания. Порядок выступлений определит жребий, так что выборщикам придётся слушать с неослабевающим вниманием: вдруг кто-то из кандидатов преподнесёт сюрприз и окажется доселе неизвестной реинкарнацией самого Цицерона. Если кандидат пропустит своё время, он будет лишён слова, время выступления жёстко ограничено 5 минутами. Комментируя эти требования, Александр Битаров справедливо отметил, что реально выступить удастся не более чем 20–30 кандидатам (даже при точном соблюдении регламента и минимальном количестве ораторов процедура затянется более чем на 2 часа), поэтому каждый должен тщательно готовиться. К сожалению, в российских школах не дают навыков публичных выступлений и не учат формулировать мысли лаконично и ярко, но первый шаг, кажется, сделан. Кандидату дано право ответить всего на два вопроса из зала, при этом спрашивать будут те, на кого укажет ведущий. То, насколько глубоко продуман этот вопрос, наталкивает на мысль, что «Единая Россия» позаим-ствовала правила проведения предварительных голосований у какой-то более старой и продвинутой структуры: едва ли нынешние кандидаты «ЕР» и ОНФ додумались бы посадить в зал «своих» людей или договориться с кем-то из выборщиков и тем самым затянуть время пребывания кандидата на трибуне сверх допустимых норм. Впрочем, для желающих оставлена небольшая лазейка: вопросы можно будет задать письменно, и в конце заседания – если у участников останутся силы – кандидат сможет ответить на них дополнительно. Кандидатов предупредили о недопустимости высказываний экстремистского и националистического толка, но это была явно пустая формальность: уж чего-чего, а экстремизма за «ЕР» не замечали. 

Теоретически каждый кандидат может посетить все 12 заседаний, руководство регионального отделения рекомендует выступить не менее чем на пяти. Нужно учитывать, что нескольким кандидатам, имеющим наиболее реальные шансы на первые места в списке, придётся выступить на всех площадках без исключения. Уполномоченные выборщики могут голосовать за всех кандидатов, то есть поставить в бюллетене 97 галочек, но, взывая к разуму и здравому смыслу соратников по партии, Александр Битаров призвал этого не делать. Во-первых, не может быть, чтобы выборщик лично знал всех кандидатов, и совершенно ни к чему усложнять работу счётных комиссий. Во-вторых, заявил секретарь регионального отделения, реальные шансы пройти в Государственную Думу имеют пять кандидатов блока «ЕР»–ОНФ – остальные смогут записать высокое место во внутрипартийном рейтинге в свою биографию и попытать счастья в следующий раз. 

Александр Битаров отметил, что не видит в этой ситуации ничего экстраординарного: каждый из первой пятёрки (а их имена уже примерно известны) провёл огромную работу и приложил много усилий, чтобы завоевать имеющийся сегодня авторитет как в партийной организации, так и у жителей области. С потенциальными лидерами уже ведут индивидуальную работу – им предстоит выступать не только в дружелюбной аудитории заранее отобранных выборщиков, но и перед представителями других партий и рядовыми жителями области. Председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина рекомендовала всем кандидатам помнить, что они являются не конкурентами, а единомышленниками и  перед всеми членами блока «ЕР»–ОНФ стоит одна задача: провести своих кандидатов в Государственную Думу. 

Пять тысяч выборщиков – это, конечно, не 2,4 млн. жителей области, но всё-таки какой-то срез мнений, а с учётом того, что за каждым выборщиком стоит или местная партийная организация, или общественная организация, это будет самый широкий срез, какой только можно получить имеющимися у «ЕР» средствами. Организовать подобную процедуру – причём впервые в истории проведения выборов – дело сложное, но интересное, к тому же дорогое: пожалуй, никакая другая партия не сможет в обозримом будущем организовать аналогичную процедуру. Окончательное решение по формированию списков будет принято либо в канун предвыборного съезда партии, либо в ходе съезда, но в любом случае участники праймериз, занявшие высокие строчки в рейтинге, не будут забыты. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры