издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На стыке между сетями и потребителями

  • Автор: Евгений МИХАЙЛОВ

Два номера назад в «Сибирском энергетике» была опубликована заметка о том, как жительница Иркутска обращалась в единый контакт-центр «Круглосуточный дозор» и пыталась вызвать слесаря, который устранил бы проблему с излишне горячей водой. Специалиста она так и не дождалась, что в диспетчерской службе объяснили просто: необходимости в его вызове на дом не было, ведь решение этого вопроса зависело от того, как работает ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания». Впрочем, после публикации в редакцию газеты позвонили из ИГТСК и предложили написать о том, как распределяется ответственность УК и энергетиков в данном случае и других подобных ситуациях. Корреспондент «Сибирского энергетика» не оставил это обращение без внимания и воспользовался дополнительной возможностью провести коммунальный ликбез.

«Схема выглядит следующим образом: есть теплоисточник, есть сети, есть управляющие компании, – объясняет инженер по режимам и расчётам Иркутской городской теплосбытовой компании Юрий Баранов. – Мы находимся на стыке между сетями и потребителями, гарантируем параметры теплоносителя». Режим работы теплоисточника определяет диспетчер, исходя из среднесуточной температуры атмосферного воздуха и метеопрогнозов на перспективу. «Сетевики» отвечают за то, чтобы параметры теплоносителя выдерживались в трубопроводах, а сбытовая компания – за то, чтобы на границе ответственности между ООО «ИГТСК» и потребителем параметры теплоносителя соответствовали расчётным. А за температуру воды из крана в точке водоразбора, которая по санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам не может быть меньше 50 и больше 75 градусов Цельсия, равно как и за температуру в жилых помещениях дома, ответственны как раз управляющие компании. 

Именно в ведении УК находится режим работы индивидуального теплового пункта жилого дома. Они же занимаются ежегодной подготовкой этих пунктов к отопительному сезону, а потом каждый из них в отдельности принимает теплосбытовая компания. По словам нашего собеседника, число возникающих в этом процессе жалоб и замечаний с каждым годом снижается. Тем не менее какие-то технические мероприятия остаются невыполненными, о чём можно судить по предписаниям ИГТСК. Например, в одном из них говорится о необходимости установки приборов учёта и контроля теплоносителя, балансировочных вентилей, регуляторов температуры горячего водоснабжения, манометров и термометров на подающем и обратном трубопроводах. «В микрорайоне Солнечный ситуация несколько иная: там тот случай, когда регулятор температуры (ТРЖ) не выполняет эксплуатационных требований, то есть завышает температуру горячей воды, так что останавливается работа полотенцесушителей. Это происходит из-за отсутствия перепада давления на дроссельном устройстве в обратной линии. Такие нарушения легко исключаются путём установки насоса на обратной линии циркуляции горячего водоснабжения, – добавляет Баранов. – Его установка предусмотрена СНиПом, и если бы он был, вся схема работала бы нормально».  «Это претензия к управляющей компании, но если она с этой проблемой по какой-то причине не справляется, мы всегда готовы помочь».

Существуют и объективные проблемы. В случае с УК «Сибирская», в ведении которой находится ветхий жилищный фонд, это неплатежи со стороны населения и примеры воровства теплоносителя, когда в систему отопления делают врезки и берут из неё горячую воду. Последнее приводит к нарушению всего гидравлического режима и сбоям в теплоснабжении части домов. Есть ещё одна сложность технического характера, общая и для энергетиков, и для управляющих компаний, – перегрев обратной сетевой воды. По нормативу её среднесуточная температура не должна превышать температуру по графику более чем на 5%, однако регулярно в обратные трубопроводы поступает теплоноситель более высоких параметров. Устранить перегрев можно с только с соблюдением требований, изложенных в актах-предписаниях, однако пока, как отмечают в ИГТСК, для этого не хватает средств и времени. Так или иначе, резюмирует Баранов, с каждым годом количество жалоб при подготовке к отопительному сезону снижается и в конечном итоге их количество удастся свести к нулю. Главное, чтобы при этом каждый из участников процесса планомерно делал свою работу и не перекладывал ответственность на других. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры