издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Одной рукой строим, другой – ломаем

Подрядчик лишился дорожного госконтракта

В России, как известно, две вековечные беды, и дороги – не самая большая из двух. По крайней мере, дороги можно привести в порядок. Гораздо труднее призвать к порядку подрядчика, который раз за разом чинит дорожную одежду так, что уже через год асфальт «стекает» с полотна вместе с тающим снегом. А вместе с асфальтом утекают бюджетные деньги, точнее, деньги каждого иркутянина, отданные государству в качестве налогов. Но кому-то их совсем не жалко, наверное, потому, что это «чужие» деньги.

Автотрасса, ведущая из Баяндая в Еланцы и дальше в Хужир, давно уже ждёт своего звёздного часа – завершения реконструкции. А ещё больше её ждут около 500 тысяч местных и иностранных туристов, которые ежегодно проезжают по этой дороге на Байкал. Ведь дорога заканчивается паромной переправой на остров Ольхон, давно ставший центром притяжения для любителей экзотики и байкальской природы со всего мира. 

Реконструкция разбитой гравийной дороги, явно не справляющейся с современной нагрузкой, идёт уже не первый год. И вот наконец было принято решение о ликвидации последнего гравийного разрыва длиной 13 км на участке от 95 до 108 км. Выделили финансирование, определили сроки, провели конкурс, на котором выбрали подрядную организацию. Ею стало ООО «СПМК-7». 

16 июня 2014 года между областным государственным учреждением «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог» и ООО «СПМК-7» был заключён государственный контракт на выполнение работ по реконструкции последнего гравийного разрыва на участке от 95 до 108 км. В рамках контракта подрядчику был выплачен аванс, и немалый – 60 млн рублей. Всего в 2014 году планировалось освоить 200 млн рублей, а сумма всего двухлетнего контракта составила 429 млн рублей. 

Завершив все формальности, руководство областной дирекции спокойно вздохнуло, решив, что конкурс прошёл удачно. Дорога из Баяндая в Хужир – не первый объект ООО «СПМК-7». Предприятие и раньше выполняло подобные заказы, реконструировать дороги умеет. В общем, подрядчик казался достаточно надёжным: у него и техника есть, и материал, и людей достаточно для того, чтобы выполнить работу качественно и в срок. 

Но как раз люди подвели, и дорожные рабочие тут ни при чём. Что-то пошло не так практически с самого начала. Всё началось с того, что руководство подрядчика без объяснения причин стало игнорировать рабочие совещания и встречи с заказчиком. Например, 25 июля на участке дороги было назначено выездное заседание комиссии, которая следила за ходом выполнения работ, а директор ООО «СПМК-7» Александр Ерохин на встречу не приехал. Без руководителя подрядной организации проводить совещание не имело смысла, и его отменили. Дальше – больше.

Шутки с госконтрактом

Один из пунктов госконтракта обязывает подрядчика с 25 по 30 число каждого месяца сдавать заказчику выполненную за месяц работу. За каждый день просрочки предусмотрен штраф в размере 0,5% от общей стоимости работ. На 1 августа работы по устройству земляного полотна, дорожной одежды и металлической гофрированной трубы оказались просрочены на месяц. В итоге штраф за июльское отставание «вытянул» для строителей на 151 тыс. рублей. К тому времени у «СПМК-7» всё ещё не было разрешения на производство работ по одной простой причине – госконтракт уже был нарушен по большинству пунктов. 

В начале августа в адрес подрядчика было направлено очередное письмо, которое содержало в себе целый перечень нарушений условий госконтракта. Все их нужно было исправить в ближайшее время. Среди грубейших проступков – отсутствие на объекте аттестованной лаборатории, которая должна следить за качеством работ. У компании не было сертификатов о прохождении ежегодных проверок на гео­дезические приборы. Не согласован проект производства работ из-за многочисленных недоработок. Не дан ответ на предписание о приостановке работ по производству щебня. Не представлен отчёт об использовании аванса. 

К середине августа ситуация не только не улучшилась, но и практически зашла в тупик. Ни одно нарушение не было исправлено, предписания заказчика попросту игнорировались. «СПМК-7» продолжало отсыпку земляного полотна и устройство водопропускных труб, не предоставляя акты на скрытые работы. Лабораторный пункт на участке так и не появился, следовательно, никто не мог дать гарантию качества используемого материала. 

В качестве завершающего аккорда подрядчик самовольно запустил движение транспорта по необустроенному объезду, не согласовав его ни со службой по охране объектов культурного наследия, ни с проектировщиком, ни с заказчиком. 

– За последнее время ужесточились требования по исполнению гос­контрактов, – рассказали в дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области. – Например, одним из обязательных требований стало наличие аттестованной лаборатории, кроме того, подрядчик должен согласовать проект производства работ. К сожалению, подрядчик нас не слышал, игнорировал приезд дирекции, все наши предписания. Это, конечно, вызывает очень много вопросов. 

На прошлой неделе контракт с ООО «СПМК-7» был расторгнут. 

– По всей видимости, теперь подрядчик будет отстаивать свои права в суде, – говорят в дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области. – Но мы на 100 процентов проработали материал и уверены, что компания имеет нулевые шансы на положительное решение. Предоставленные дирекцией материалы дают все основания для расторжения контракта. Это грубые нарушения. 

К середине августа ситуация не только не улучшилась, но и практически зашла в тупик

Теперь предстоит решить ряд не самых приятных вопросов. Например, после заключения контракта «СПМК -7» был выплачен аванс, который предприятию будет предложено вернуть в бюджет в добровольном порядке, ведь ни один объём работ так и не был принят. В противном случае это придётся сделать банку согласно гарантии, предоставленной подрядчику при заключении контракта. 

А вот контракт государственному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» придётся отыгрывать заново и искать нового подрядчика. При этом срок исполнения работ остаётся прежним – до конца 2015 года. «Если работать в полную мощность, вполне реально проделать работу к назначенному сроку, – сообщили в дирекции по строительству и экс­плуатации автодорог. – Теперь главное – ориентироваться на такого подрядчика, который сможет это сделать». Остаётся только надеяться, что новый подрядчик наконец-то доделает дорогу на Хужир. И тогда туристам не придётся трястись на ухабах и глотать пыль, прячась за плотно закрытыми стёклами автомобилей. Тогда и увеличится поток туристов, которые будут способствовать развитию посёлков на байкальском побережье, как о том мечтают и жители области, и власти. 

Кому война, а кому – мать родна

Нужно сказать, что в анналах дорожной службы региона лежит множество интереснейших документов. Например, имеется целая коллекция актов о превышении автомобилями установленных нагрузок. Почти половина всех нарушений приходится на ООО «Нью-Лен-Ойл», которое вместе с «СПМК-7» входит в холдинг компаний «ДомСтрой», принадлежащих депутату Законодательного Собрания Иркутской области Алексею Красноштанову. 

На 11 августа этого года было составлено 1257 актов о превышении установленных нагрузок автомобилями компании «Нью-Лен-Ойл» на общую сумму 54,1 млн рублей. Ко взысканию заявлено четыре иска на общую сумму 5,628 млн рублей. Судом уже полностью удовлетворено два иска на сумму 0,736 млн рублей. Дирекции по строительству и эксплуатации автодорог пришлось наработать обширную практику взыскания штрафов по таким актам. 

Жаль только дороги, которые разбивают перегруженные фуры. Владельцам автомобилей и бюджету от этого ущерб, а для кого-то – прямая выгода. Например, «СПМК-7» снова сможет поучаствовать в конкурсе и получить госконтракт на ремонт той самой трассы, которую разбило другое предприятие холдинга. Очень удобно получается: одной рукой строим, другой ломаем. 

Вот только строить приходится за бюджетные деньги, то есть за налоги иркутян. Ведь других денег в областном бюджете нет. Получается, что это наша общая казна, тратить которую нужно тем более бережно. Но так думают не все. Для кого-то это чужие деньги, которых не жаль. Получается прямо как в пословице: кому война, а кому – мать родна. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры