издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Стратегия развития

  • Автор: Василий КАСАТКИН

Красноярская ГЭС становится моложе – на предприятии близка к завершению многолетняя и во многом уникальная по своим масштабам программа комплексного технического перевооружения основного и вспомогательного оборудования. Уже в следующем году персонал станции завершит реконструкцию заключительного, двенадцатого по счёту, гидроагрегата. Будут продолжены работы по обновлению открытого распределительного устройства 500 кВ. Программа должна завершиться через два года.

Особенно примечательно то, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, на капризы сибирской природы, испытавшей красноярскую гидроэнергетику на прочность в предельно маловодном 2012 году, многомиллиардная инвестиционная программа по-прежнему исправно финансируется. И не из бюджета Красноярского края или федеральной казны, не за счёт привлечённых кредитов, а благодаря собственным средствам предприятия, являющегося сегодня важнейшим структурным звеном крупнейшей отечественной энергетической компании «ЕвроСибЭнерго». 

Более того, на ГЭС прорабатывается уже следующий этап глубокой технической и технологической модернизации. Об этом, а также о наиболее значимых производственных достижениях и ярких событиях в жизни предприятия в уходящем году рассказал генеральный директор ОАО «Красноярская ГЭС» Сергей Каминский.

Трудности закаляют

– По сути, наступающий 2014 год обещает стать ключевой завершающей вехой в реализации действительно большой и без преувеличения жизненно необходимой для будущего нашего предприятия комплексной инвестиционной программы по реконструкции оборудования, – соединил уже сделанное с предстоящими задачами Сергей Николаевич. – В 2013 году мы завершили работы на 11-м гидроагрегате станции, заменили большую часть оборудования ОРУ-500 кВ. 

Признаться, прошлогодняя маловодность Енисея заставила поволноваться. ГЭС в 2012-м произвела менее 15 миллиардов кВт-ч электроэнергии при том, что среднегодовая выработка превышает 18 миллиардов кВт-ч. Всё это не лучшим образом отразилось на финансовых показателях предприятия. С большим профессиональным удовлетворением хотел бы отметить максимально сконцентрированную работу персонала в столь непростой период. Благодаря слаженным действиям сотрудников Красноярская ГЭС смогла сохранить крепкие позиции в своей финансово-хозяйственной деятельности. 

Таким образом, уже в нынешнем году для выполнения ранее поставленных задач и планов не пришлось привлекать заёмные средства или сокращать объёмы инвестиционных производственных и социальных программ, снижать темпы работ по реконструкции оборудования.

– Обильный водоток на Енисее во второй половине текущего года, наверное, тоже помог гидроэнергетикам справиться с объективными трудностями?

– Разумеется. В этот раз большая вода оказалась весьма кстати. В плотной совместной работе с краевой властью, МЧС и Енисейским бассейновым водным управлением нам удалось достаточно эффективно потрудиться: был сохранён баланс интересов потребителей электроэнергии, с одной стороны, и водопользователей – с другой. И тех и других ГЭС исправно обеспечила необходимым объёмом ресурсов. Навигация на реке прошла без сбоев.

Более того, на предприятии удалось создать необходимые заделы на следующий год – в организации дальнейших ремонтных работ, в подготовке договоров с подрядчиками и заводами-поставщиками. Всё это позволит в предстоящем году продолжить динамичную работу. 

Успех завтрашнего дня рождается сегодня

– Похоже, завершение реконструкции оборудования основного производства – отнюдь не единственная стратегическая задача для работников Красноярской ГЭС?

– Реконструкция – это во многом залог стабильной работы в предстоящие десятилетия. Стоит подчеркнуть, что все применяемые технические решения соответствуют уровню самых современных технологий. Используется лучшее по качеству и экологичности зарубежное и отечественное оборудование.

Реконструкция нацелена на повышение эффективности и надёжности работы Красноярской ГЭС. Благодаря техническим обновлениям, внедрению современных технологических алгоритмов в управлении производственными процессами в разы увеличивается межремонтный ресурс оборудования. К примеру, на модернизированном оборудовании профилактические и тем более капитальные ремонты теперь не требуется проводить ежегодно. Достаточно будет это делать раз в 5–8 лет. Ещё один важный эффект реконструкции – сокращение трудозатрат в обслуживании техники и оборудования. То есть устраняются риски внезапных поломок и, следовательно, внеурочной работы ремонтных бригад. Как результат, улучшается управляемость предприятием, исключаются срывы в производстве электроэнергии, расходах воды. А это уже экономическая категория. Причём всё упомянутое вовсе не теория, а практика. Весь минувший год станция проработала стабильно, почти без отказов техники. 

– Насколько известно, специалисты станции уже готовят фундамент для реализации следующего масштабного этапа реконструкции мощностей?

– Действительно, прорабатывается концепция дальнейшего техобновления предприятия. Формируются предстоящие графики отключений и вывода в реконструкцию отдельных технологических комплексов, оборудования, достигаются договорённости с подрядными организациями и заводами-поставщиками. Многое уже сделано. 

В ряду новых крупных проектов – замена рабочих колёс гидроагрегатов. Уже сейчас для удобства швартовки будущих водных транспортов с таким оборудованием на правом берегу реки недалеко от машинного зала реконструируется причал для разгрузки.

Не стоит забывать: все процессы по техническому переворужению играют исключительную роль не только в производственном цикле работы самой станции. По сути, это основательный вклад в экономику всего региона. Ведь, как известно, ГЭС выдаёт около половины от общего объёма производимой в крае электроэнергии. С учётом индустриального потенциала Красноярья это чрезвычайно важно.

Борцам за экологию стало бы скучно

– Ключевым показателем успешной деятельности Красноярской гидроэлектростанции остаётся строгое выполнение на предприятии экологических нормативов. По сути, это уже превратилось в производственную идеологию…

– Иначе, уверен, и быть не может. Гидроэнергетика сама по себе, как отмечается экспертами, находится в ряду наиболее экологически безопасных производственных отраслей. Безусловно, определённое влияние на внешнюю среду, на биоресурсы реки гидроэлектростанция оказывает. Антропогенный фактор присутствует. Однако в немалой степени такое влияние является положительным. 

В частности, благодаря регулирующей функции ГЭС расположенные ниже по течению Енисея населённые пункты не затапливаются в половодье. Минувшие весна и лето тому наглядное подтверждение. Год был многоводным, Красноярское водохранилище наполнилось, что называется, до краёв, однако станция уберегла тот же Красноярск и его пригороды от подтоплений. Производственный процесс был организован таким образом, что не пришлось открывать затворы холостого водосброса. 

Кроме того, если прежде ниже по течению в зимний период река была скована льдом, из-за чего весенние ледоходы угрожали заторами мостам и прочим инженерно-техническим коммуникациям краевого центра, то с появлением ГЭС этой проблемы не стало. 

Ну и, конечно, сам производственный цикл включает в себя широкий комплекс мер, нацеленных на соблюдение как обязательных норм российского законодательства, так и международных норм по экологической безо­пасности. 

– В чём конкретно это выражается?

– Ещё в 2010 году мы одними из первых в своей отрасли внедрили систему экологического менеджмента, соответствующую требованиям международного стандарта ISO 14001. Сейчас Красноярская ГЭС успешно прошла повторную сертификацию экологического менеджмента. Внедрение ISO 14001 качественно повлияло на большинство бизнес-процессов компании. 

Необходимо подчеркнуть, что данная модель интегрирована в единое целое с ранее внедрённой на предприятии системой менеджмента качества – ISO 9001. Другими словами, обязательными условиями для заключения контрактов с заводами-изготовителями являются экологичность поставляемого на ГЭС оборудования, его соответствие международным требованиям и стандартам. 

Неотъемлемой частью работы персонала ГЭС является природоохранная деятельность. На предприятии реализуется экологическая политика. И если в прошлом приходилось менять психологию людей, нацеливать их на чёткое выполнение определённых должностных инструкций с учётом экологических аспектов, то сейчас заставлять работников задумываться об экологии в их производственной повседневности уже не требуется. Система отлажена и успешно работает. 

В основе производства – человек

– «Сибирский энергетик» не единожды подробно рассказывал о том, какой широкий пакет мер социальной поддержки реализуется на Красноярской ГЭС. Надо полагать, несмотря на упомянутые трудности маловодного 2012 года, все социальные программы на предприятии продолжают качественно выполняться? 

– Действительно, на станции не свёрнута ни одна социальная программа. И отчасти это подтверждает такой показатель, как текучесть кадров. На станции она предельно низкая – около 1%. Люди держатся за свою работу, и тому есть немало причин. 

Конечно, сам по себе упомянутый показатель не объясняет всех нюансов. Их достаточно много. Это и материальная помощь молодым специалистам, и развёрнутая поддержка ветеранов производства, и обширная работа с подрастающим поколением. К примеру, каждый год весной и осенью на станции бывает много школьников. Не раз замечал, как у ребят во время экскурсий загораются глаза. А ведь порой такое молодое любопытство превращается уже в профессиональный интерес. 

Будет актуальным в канун новогодних праздников сказать о том, что на ГЭС уже давно существует традиция проводить праздничные утренники для детей сотрудников, а также чествовать наших ветеранов, почётных энергетиков. Люди чувствуют тёплое к себе отношение, человеческое участие со стороны менеджмента компании, предприятия. И это во многом роднит их с производством. Главное – у работников станции есть уверенность в завтрашнем дне. Отсюда социальная стабильность, отсутствие глобальных кадровых проблем.

– Нельзя не вспомнить о, пожалуй, самом ярком событии уходящего года в жизни Красноярской ГЭС – о красивейших мгновениях эстафеты олимпийского огня, стартовавшей во время красноярского этапа именно от могучих стен плотины. Тем более что в ней приняли участие сразу четверо представителей предприятия. В их числе были и вы. С какими чувствами держали в руках олимпийский факел?

– Убеждён, по своему смыслу такая честь – это своего рода признание обществом и спортивной идеологии, царящей в коллективе красноярских гидроэнергетиков, и в целом важнейшего значения ГЭС для экономики региона и всей страны. 

Безусловно, лично я с большой радостью принял участие в эстафете. Вместе с тем испытал гордость за родное предприятие и своих коллег, в том числе и тех, кто представил группу «ЕвроСибЭнерго» на эстафете в других городах. В конце концов, Олимпийские игры, тем более в своём отечестве, – это событие из категории наиболее ярких и знаковых явлений в жизни и страны, и всего человечества. 

Приятно отметить, что сегодня на Красноярской ГЭС популяризуется идеология здорового образа жизни. На станции низкая заболеваемость. Это важно, ведь молодёжь, формирующая завтрашний день предприятия и всей отрасли, тянется только туда, где комфортно работать и где с охраной здоровья всё благополучно. Отсюда идеология производства: лучше потратить деньги на спорт, чем на оплату больничного. Причём мы не теоретизируем на эту тему. На ГЭС всё выражено в конкретных цифрах. 

Эстафета олимпийского огня у стен гидроэлектростанции – это и символ ускорения, движения вперёд. Ведь чем стала ГЭС для экономики Сибири в 60–70-е годы? Именно локомотивом. Станция дала Красноярью новый импульс к промышленному развитию, а это сотни рабочих мест на разных предприятиях. По сути, тот же смысл сохраняется и сегодня, когда Восточная Сибирь вновь готовится стать территорией опережающего развития.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры