издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Урал, Байкал, Халхин-Гол...

  • Автор: Евгений КУЗОВНИКОВ, ветеран Великой Отечественной войны и военной службы, полковник в отставке

Дорогие друзья, однополчане 4-й гвардейской танковой армии, дорогие участники Великой Отечественной войны, молодые читатели, юноши и девушки! Эти строки моих воспоминаний я прежде всего адресую учащимся профессиональных лицеев и училищ нашей области, педагогам и мастерам. Со ступенек начального профессионального образования началась и моя судьба. Учился я на Урале, теперь наше ФЗУ-3 называется Мотовилихинским профессиональным лицеем N 3. Ему уже более 80 лет. Еще в 1923 году, посетив школу фабрично-заводского ученичества N 3, нарком просвещения А.В. Луначарский оставил в книге памятную запись: "Из всех виденных мною школ фабзавуча в республике здешняя наилучше оборудована". Таковы были отношения и требования к профессиональному обучению молодежи.

Это училище мне вдвойне дорого. В двадцатые годы мой
отец, Кузовников Сергей Иванович, здесь работал с комсомольскими
активистами Семеном Носковым и Николаем Серковым. Их
портреты и сегодня на стендах музея лицея N 3. С июля 1941 по
февраль 1943 года здесь я учился на слесаря-лекальщика
и работал на Мотовилихинском заводе, теперь это Пермский
машиностроительный завод.

Семнадцатилетним парнем 5 марта 1943 года с группой
своих сверстников был направлен по комсомольскому призыву
в 243-ю танковую бригаду 30-го Уральского добровольческого
корпуса. Его личный состав в основном молодежь, комсомольцы
Челябинской, Свердловской и Пермской областей. А танки
производства уральских рабочих и инженеров на средства
жителей Урала, от стара до мала…

Сейчас мне трудно без волнения передать словами нашу встречу
2002 года. Сердце мое буквально вспыхнуло пламенем.
Это не просто встреча с тревожной молодостью, я увидел,
что и сегодня могут сделать целеустремленные, знающие
и любящие свое дело люди, в том числе и молодые.

В недавние девяностые годы, оставшись без финансирования,
многие училища не сумели сохранить учебно-материальную
базу, свои кадры, то есть утратили способность готовить
молодых токарей, фрезеровщиков и других молодых рабочих
машиностроительного профиля. Здесь же нашли силы и
проявили умение. Используя возможность развития платных
образовательных услуг и взаимовыгодных связей с коммерческими
структурами, администрация, инженерно-педагогический
коллектив лицея многое продвинули вперед. Сейчас здесь
более ста единиц компьютерный и оргтехники, работают
высококвалифицированные педагоги, число которых не только
сохранено, но и увеличено. Главная формула успеха учебного
процесса — автоматизация. Обучение базируется на современных
технологиях.

Не стану углубляться в структурные и технические подробности.
Все услышанное и увиденное порадовало меня. А как человека
в прошлом военного, меня порадовало музейное объединение
лицея. Я увидел, можно сказать, душу лицея, его коллектива
в целом — педагогов и учащихся. Думаю, этот опыт будет
интересен для иркутян.

Все его залы работают многие годы и созданы их основателем —
в 1967 году — преподавателем училища Константином
Александровичем Королевым, прошедшим всю войну с
первого дня — в 29-м танковом корпусе 1-го Украинского
фронта, а затем, на завершающем этапе войны, в 4-й
гвардейской танковой армии. Наш однополчанин. После
войны он проработал в лицее около сорока лет.

Музей боевой и трудовой славы носит имя Героя Советского
Союза П.М. Непряхина. Ежегодно в предпраздничные майские
дни активисты музея выезжают в село Елово, где проводится
митинг памяти, учащиеся возлагают венок на могилу героя
— выпускника их училища. Вообще в этом музее большое
место отведено воспитанникам своего учебного заведения,
героям войны и труда, рабочим династиям Мотовилихинского
завода. Здесь проводятся экскурсии для своих учащихся
и для школьников Мотовилихинского района и делают это
активисты музея, юные экскурсоводы.

Несколько слов о втором музее, который был открыт к 40-летию
Победы. Он посвящен героической истории 82-й мотострелковой
Краснознаменной дивизии, сформированной в Пермской области
в 1939 году и принимавшей участие в боях на Халхин-Голе.
Этот музей боевой славы носит имя маршала Жукова.
При музее работает совет ветеранов 82-й дивизии. В октябре
1941 года дивизия вступила в бой с немецкими войсками
на Центральном направлении Западного фронта в 73 километрах
от Москвы в составе 5-й армии генерала Д.Д. Лелюшенко
и за стойкость и мужество была удостоена наименования
3-й гвардейской.

Здесь проводятся уроки истории и уроки мужества, экскурсии,
конференции и слеты поисковиков, отмечают юбилеи ветеранов.

К столетию маршала Жукова открыт третий музей, посвященный
великому полководцу, а в 105-ю годовщину со дня
рождения маршала, здесь побывала его дочь. Музей награжден знаком
Международного фонда Г.К. Жукова «За мужество и любовь
к Отечеству».

Музейное объединение постоянно пополняется. Это уникальная
база, которая дает возможность подростку формировать
мировоззрение на примерах героического прошлого людей,
которые были, есть и будут сотрудниками или выпускниками
старейшего на западном Урале государственного образовательного
профессионального лицея N 3 имени Героя Советского Союза
Павла Марковича Непряхина.

Выступая перед учащимися, я рассказал о музее профлицея
N 36 города Ангарска, который в 1982 году создали ветераны
4-й гвардейской танковой армии, проживающие в Ангарске
и Иркутске.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры