издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дороги жизни

  • Автор: Иван ГОВОРИН, редактор выпуска "Иркутский ветеран"

В прошлом году воинам-железнодорожникам в торжественной обстановке вручали юбилейную медаль "150 лет железнодорожным войскам". Посмотрели бы вы -- все статные, белокудрые. А ведь из всех групп однополчан в Иркутске фронтовики-железнодорожники самые старшие, средний их возраст превышает планку 85 лет. Весной этого года пленум городского комитета ветеранов войны обсудил доклад председателя совета ветеранов Иркутского регионального отделения железнодорожных войск России Дмитрия Лебедева о работе и одобрил опыт, инициативы этой общественной организации.

Дороги войны этих людей начинались на дальних подступах
к Москве, а дороги послевоенной жизни — на ВСЖД. Рубрика
«Дороги войны — дороги жизни» появилась в нашем выпуске
в сентябре прошлого года, где напечатаны воспоминания
участника обороны Москвы, почетного железнодорожника
Кирилла Сидоровича Заболоцкого.

Сегодня предлагаем вашему вниманию воспоминания Леонида
Григорьевича АНАНЬЕВА.

Почетным железнодорожником Леонид Ананьев стал в 1971
году. Нынче 7 ноября ему исполнилось 85 лет, а в декабре
прошлого года они справили 55-летие своей семейной жизни.
Замечательные даты, свидетельствующие о том, что счастье
в семье — это и счастье в труде.

— Да, на стальные магистрали ВСЖД меня вывела моя
любовь — Софья, потомственная железнодорожница.

— Как же вам это удалось, Софья Ивановна?

— Мой отец, Иван Алексеевич, работал начальником депо
Слюдянки еще до войны, а вот дед Алексей Степанович
был стрелочником, и отец моей мамы Александр служил главным
кондуктором на Сибирской железной дороге, когда ВСЖД
только строилась.

Повезло Леониду Ананьеву. Теперь его семья — живая
энциклопедия ВСЖД. И не только. Он увидел пример семейного
счастья. Родители Софьи — Иван и Ольга Вертячие, вместе
прожили 67 лет. Да еще как! Во всем помогали другу.
В 1933 году Ольга Александровна поступила как истинный
друг и любящая супруга: благословила мужа на учебу в
Томский железнодорожный институт, а дома осталась одна
с детьми, а их шестеро — от девяти месяцев до девяти
лет.

Берегут семейные ценности и продолжают добрые традиции
и Ананьевы. Пока подростали дети, отец возил их по местам
своих отроческих лет и предвоенной юности. Рассказывал
и показывал детям своим, где беспризорничал, где учился,
где работал, где и что пришлось ему пережить. Его отец
после германской войны рано умер, а потом и мама Ульяна
умерла. Вот и пришлось исколесить и протопать Поволжье,
Среднюю Азию и Северный Кавказ. На военную службу его
призвали в Новороссийске со студенческой скамьи, он
учился тогда на третьем курсе сельхозтехникума. Рослого,
общительного и веселого парня сразу назначили «комиссаром»
поезда призывников, направленных на службу военную в
Забайкалье.

— Я служил в 3-м желдорполку на станции Оловянная.
Вот снимок — у Красного Знамени полка и текст приказа
N 45 — 23 февраля 1937 года. Храню его 65 лет. Это
и награда, и память.

По своим военным дорогам Леониду Григорьевичу не удалось
возить детей. Они пролегли через всю страну на запад
и на восток.

Год 1942-й.

— Из Монголии наш полк прибыл на Калининский фронт.
Шли бои за Великие Луки. Здесь части стрелкового корпуса
генерала А.П. Белобородова нанесли сокрушительный удар
по укреплениям фашистских войск. В этих боях наш полк
понес значительные потери и был отведен в д. Трубицы,
где располагались части 2-й железнодорожной бригады.

Год 1943-й. Ожесточенные бои под Старой Руссой. Нам,
воинам-железнодорожникам, была поставлена сложная задача:
скрытно в кратчайший срок в тылу через гущу леса проложить
узкоколейку для «кукушек» — были такие мини-паровозы.
Прикомандировали много солдат и дорога была построена
за четыре недели. Так случилось, что в самом конце строительства
я заболел и попал в госпиталь.

Год 1944-й. Из госпиталя прибыл в Каунас, был направлен
в паровозное депо мастером по ремонту. Работы невпроворот,
и все надо сделать быстро, по приказу. В Каунасе сосредоточилось
много составов с различной военной техникой. Войска
готовились к наступлению на Кенигсберг. В штабном составе
что-то случилось с паровозом, Афанасий Павлантьевич
Белобородов приказал отремонтировать за 15 минут. 10
апреля 1945 года меня в числе участников штурма крепости
наградили медалью «За взятие Кенигсберга».

Еще в конце 1944 года, как я узнал позже, была организована
колонна особого резерва НКПС N 53. В ее составе я и
оказался. После сражения под Кенигсбергом нас, особый
резерв НКПС, направили на восток. Это уже был Забайкальский
фронт.

С осени 1944 года по осень 1945-го за образцовый ратный
труд старший сержант Леонид Ананьев был награжден орденом
Красной Звезды, медалями и пятью благодарностями командования
железнодорожных войск 1-го Прибалтийского фронта, Земландской
группы войск и Забайкальского фронта.

А потом Иркутская область, Слюдянка и демобилизация.

— Моя Софья по примеру своей мамы, видать, отправила
меня на учебу в Иркутск. Так я утвердился железнодорожником.
Более сорока лет на ВСЖД, машинистом локомотивного депо
Иркутск — Сортировочный, где и в совете ветеранов
был избран заместителем председателя.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры