издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За рекой Батаршей у болота

  • Автор: Ирина ВОСТРИКОВА, студентка ИГЛУ

Ребята из поисковой группы краеведов музея нижнеудинской
школы N 10 еще в 1989 году начали изучать историю перегоночной
трассы Фэрбенкс — Ном — Уэлькаль — Марково — Сеймчан
— Якутск — Киренск — Красноярск, получившей название
АЛСИБ. Около 800 самолетов взлетали с аэродромов Аляски,
и 150 из них на трассе пропали без вести, погибли или
в горах, или в сугробах сибирской тайги.

К великой своей радости, юные поисковики узнали, что
в Нижнеудинском районе проживают люди, которые в
далекие военные годы служили на перегоночной трассе.
Четыре ветерана, но, к сожалению, в списках ветеранов
войны их сегодня не встретите — это Григорий Михайлович
Пушкин, Василий Филиппович Борзаков, Александр Петрович
Рященко и Галина Александровна Сутемьева (Огнева до
замужества).

В Нижнеудинском районном совете ветеранов есть письмо
Галины Александровны. Она сообщает: «Штаб авиационной
перегоночной дивизии находился в Якутске, здесь же был
4-й перегоночный полк, в котором я служила в продотделе
спецчасти. Мы ставили на продовольствие летный состав
— все летчики питались в столовой, а отдыхали в гостиницах.
Пятый полк стоял в Киренске, шестой — в Красноярске.
Работать приходилось сутками, подчас без сна и отдыха».

Естественно, все заботы поисковой группы легли на
плечи ее руководителей, учителя И.В. Белолипцевой и
подполковника Ю.В. Безродного, педагогов Ю.В. Михайловой и Г.Д. Логинова. Они обратились в правление
областной молодежной организации «Дань памяти», заключили
договор и получим материальную поддержку. Экспедиции
предстояло выйти в предполагаемое место катастрофы в
районе села Зенцово. В экспедиции приняли участие десять
человек — четверо взрослых и шесть школьников. Это Женя
Войтехович, Оксана Борисова, Паша Пыкин, Артем Тишков,
Миша Поплевко и Арсений Ремнев.

6 августа они двинулись в путь к тому месту, где упал
самолет в болото за рекой Батаршей. Останавливались в
деревнях, беседовали со старожилами. Сожалели, что свидетелей
катастрофы мало и что очень кратки их воспоминания,
но твердо надеялись на успех своей экспедиции.

Бельская К.Е. (1931 год рождения):

— Самолетов, запомнилось, летало немало. Мы жили тогда
в Черемшанке, неподалеку от Зенцова, и у нас даже было
слышно. Ясным утром такой гром прогремел! В деревне
после только об этом и разговоры были.

Павлова А.И. (Рылова, 1919 г.р.):

— Было это летом сорок третьего, хорошее утро занялось…
Услышала я сначала гул, потом увидела падающий за
гору самолет, и тут раздался взрыв.

…На второй день, взяв из местных жителей проводника,
отряд вышел наконец-то к месту, где упал самолет.
Далеко не сразу обнаружили останки самолета. Спасибо
металлоискателю — извлекли из земли фрагменты проржавевшего
крыла.

Еще через день всей группой пошли на старое кладбище,
где, рассказывали очевидцы, не известные деревенским
жителям люди в военной форме хоронили летчиков. Похоронили
в общей могиле. Теперь это был небольшой холмик, заросший
травой, в гуще которой — маленькая дощечка с надписью
«Вечная память водителям воздушных лайнеров». И все:
ни одного имени, ни одной фамилии. Ребята привели могилу
в порядок и возложили на нее цветы.

В настоящее время директор Нижнеудинского городского
музея И.В. Поздников предложил проект надгробия. Плиту
скоро установят. К сожалению, она остается еще безымянной.

Нижнеудинские школьники верят в удачу поиска, они с
надеждой на помощь ведут переписку с якутскими писателями,
обращаются в министерство, в архивы. Их цель — вернуть
имена безвестным героям.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры