издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Шли на бой не ради славы...

  • Автор: Анатолий ФАТИН, ветеран гражданской авиации, заслуженный работник транспорта РСФСР; Геннадий ФЕДОРОВ

Весной 1945-го наш земляк Михаил Александрович Андреев не раз повторял про себя: "Еще немного, еще чуть-чуть". Хотя... можно ли было про те 60 километров, что отделяли наши войска, проводившие Висло-Одерскую операцию, от Берлина, всерьез говорить "еще чуть-чуть". На Земландском полуострове, где сражалась рота Андреева, гитлеровцы бросают в бой "Тигры", "Пантеры", "Фердинанды". Положение тяжелейшее. Гибнут товарищи, убит командир батальона. И в самый критический момент Андреев принимает командование батальоном на себя, организует выполнение боевой задачи... За этот бой Андреев был удостоен звания Героя Советского Союза.

На фронтах Великой Отечественной сражались
отнюдь не те, кого показывали создатели телесериалов
«Штрафбат», «Курсанты», «Эшелон» и т.д. Это были люди
совсем иной нравственности, имевшие
боевую выучку и обладавшие военным профессионализмом. Вот
и паренек Миша Андреев из довоенного Усть-Кута службу начинал в
далеком 1938-м, участвовал в боях с японцами у озера
Хасан, окончил курсы младших командиров и высшие
офицерские курсы «Выстрел». Войну встретил, имея
боевой опыт, теоретически подготовленным.
Сражался под Москвой, освобождал Севастополь. Кстати, на
Сапун-горе установлен танк и на пьедестале его есть
фамилия нашего земляка. Но самым впечатляющим событием
для Андреева будет его участие в Параде Победы, который
состоялся 24 июня 1945 года.

Эти две даты в календарях — 22 и 24 июня — стоят
совсем рядом. Но какой разный, противоположный смысл
несут они. Первая ассоциируется со страшным
словом «война», про вторую с годами все чаще могли
сказать «дата как дата». Хотя она тоже символическая.

В 1945-м, за месяц до воинских торжеств, начальник Генштаба
А.И.Антонов подписал от имени Верховного
Главнокомандующего Директиву о проведении Парада. Во всех
фронтах, флотилиях ВМФ, в военных
академиях, училищах, частях и соединениях началась
подготовка. Формировались сводные полки численностью в
среднем по 1069 человек. Туда отбирались лучшие из
лучших. Особое внимание уделялось строевой подготовке,
которой занимались даже генералы и маршалы. Московские
швейные фабрики и ателье днем и ночью шили парадные
мундиры. В кратчайшие сроки необходимо было изготовить
свыше 10 тысяч комплектов парадной формы.

Парад открывал сводный полк Карельского фронта. За ним
торжественно чеканили шаг представители 3-го Белорусского
во главе с командующим — маршалом А.М.Василевским. В
первой шеренге — наш земляк, дважды Герой Советского Союза
Афанасий Павлантьевич Белобородов. В колонне еще 11
уроженцев Восточной Сибири и один из них — командир
пулеметной роты Андреев, который впоследствии работал
авиатехником авиационно-технической базы аэропорта
Иркутск.

Нашему поколению посчастливилось жить и
работать с участниками Великой Отечественной.
Подлинные герои, отмеченные
высокими наградами, они воспринимались не только как люди
обыкновенные, земные. В них ощущалась внутренняя одухотворенность,
приверженность высокой идее.

Возьмите ныне здравствующего участника Парада Победы
Александра Павловича Рагозина. Ордена Отечественной
войны, Красной Звезды, Славы сияют на его груди. Но
спросишь, какая из наград самая ценная, самая
близкая, и ветеран в ответ достает Почетную грамоту ЦК
ВЛКСМ, бережно разглаживает ее. В 1944 году был награжден
ею наш земляк. Кое-кому из представителей нынешней
поколения такое может показаться странным: нетленные
ордена и выцветающий кусочек бумаги, пусть и со словами
высокой признательности. Нет повода говорить и о
сентиментальности старого фронтовика. После окончания
танковой школы в Канске Александр Павлович попадает в
самое пекло, участвуя в сражениях на Курско-Орловской
дуге. Там, под Прохоровкой, с обеих сторон сошлись 1200
танков и самоходных установок. Немецкое командование
впервые применило «Тигры» с мощной артиллерийской
установкой и усиленной броней. В бой были брошены
отборные танковые дивизии «Мертвая голова», «Рейх»,
«Адольф Гитлер». Чем кончилось сражение, известно. В том бою отличился
экипаж танка Т-34, в котором командиром был старший
сержант А.П. Рагозин. Он поджег два танка, за что был
награжден орденом Красной Звезды.

Александр Павлович считался мастером огня. Он добился
полного автоматизма в стрельбе, успевая за 49 секунд
произвести два выстрела из танкового орудия. «Что очень
важно, — писал он в армейской газете, — в бою успеха
добивается тот, кто первым произведет точный выстрел».
Судя по всему, ту истину наш земляк, бывший рабочий
судоверфи имени Ярославского (Листвянка), познал на
собственном опыте. Ведь дошел до Берлина, оставив на
полях сражений 15 уничтоженных вражеских танков, столько
же бронетранспортеров, десятки автомашин, орудий и более
сотни фашистских солдат.

Кончилась война и для Рагозина, потянуло его в
небо. Работал авиатехником в Иркутском аэропорту, затем
почти четверть века выполнял полеты бортовым механиком
на Ли-2 и Ил-14; далее он диспетчер по загрузке самолетов,
начальник штаба Гражданской обороны филиала ВАМИ в
Иркутске. В течение 23 лет был народным заседателем
областного суда. Вот какая интересная и содержательная
жизнь за плечами ветерана-фронтовика, который сейчас
находится на заслуженном отдыхе. Вообще-то даже беглое
знакомство с биографиями и судьбами других участников
Парада Победы удивляет: сколько же ярких, неординарных
личностей было среди них!

В колонне того же 2-го Белорусского фронта четко печатал
шаг и командир 263-го истребительного авиаполка подполковник
П.Д.Егоров. В первый бой Петр Дмитриевич вступил
в 1939 году в небе над Монголией. Последний же
поединок был весьма впечатляющим. Егоров сбил
«японца», однако сам был атакован несколькими самолетами.
Пробит бензобак. Бензин, вытекая из пробоины, превращался
в пар. Японцы, увидев, что самолет дымится, подумали:
конец русскому. И покинули поле
боя. А Петр Дмитриевич на «честном слове» дотянул до своего
аэродрома и сел с заглохшим двигателем. 68 пробоин в
фюзеляже и 38 вмятин в бронеспинке пилота насчитали потом.

Опыт таких летчиков, их вклад были бесценными, особенно в
в первые дни и месяцы Великой Отечественной войны. Как-то
звену П.Д.Егорова пришлось вступить в бой с 10
«мессершмиттами». Вскоре к немцам пришло
подкрепление — еще два «мессера». Ситуация
сложнейшая, и тут Егоров принимает решение
идти на таран. Два истребителя понеслись друг на
друга. Он уже стиснул зубы, закрыл глаза, ожидая удара и
мгновенной смерти. Его самолет сильно тряхнуло. Огляделся
и понял, что в последнюю секунду у немецкого
пилота не выдержали нервы и он поднырнул под его
самолет. Все немецкие самолеты стали выходить из боя.
Видимо, сложновато им было драться с такими отважными
соколами. Мужество, летное мастерство, отличное знание тактики воздушного
боя не раз выручали Егорова и помогли выдержать шесть лет
сражений. На его счету были, включая Халхин-Гол,
33 уничтоженных лично и в группах вражеских самолетов. В
Великую Отечественную войну Егоров совершил 400 боевых
вылетов, участвовал в 90 воздушных боях, четырежды его
самолет был подбит, два раза он горел.

На Параде Победы Егоров был старшим в группе 12 летчиков,
представителей 8-го Бобруйского Краснознаменного
истребительного авиакорпуса 4-й Воздушной армии. Это
высокая честь, но разве 39 наград, среди которых десять
боевых орденов, польская медаль, четыре медали
Монгольской Народной Республики, одна медаль Китайской
Народной Республики, — не признание выдающихся
заслуг? В 1992 году Петру Дмитриевичу Егорову, первому в Иркутской
области, было присвоено высокое звание Героя России. После
войны он командовал истребительной авиадивизией, с 1960
года работал начальником Иркутского аэропорта, первым
командиром Иркутского объединенного авиаотряда,
диспетчером службы управления воздушным движением. Его
именем названа одна из улиц Иркутска.

Можно и дальше много рассказывать о наших славных
земляках, кому выпала честь представлять своих однополчан
на Параде Победы. Но это невозможно из-за нехватки
газетной площади. Ограничимся лишь некоторыми интересными
эпизодами.

В сводном полку 2-го Украинского фронта во главе с
Маршалом Советского Союза Р.Я.Малиновским, что шествовал
по Красной площади, был старший летчик 167-го отдельного
авиаполка штурмовой авиации Герой Советского Союза
младший лейтенант Я.К.Минин. Что ему вспоминалось в те
торжественные минуты? Может быть, бомбовые
удары под Кировоградом? Было такое. На железнодорожной
станции скопилось много войск и боевой техники. Нанести
удар с воздуха вызвался Минин. Используя элемент
неожиданности, на низкой высоте, с обратного направления
экипаж Минина прицельно сбросил серию бомб на станцию, в
результате железнодорожный узел надолго был выведен
из строя.

После войны Яков Киреевич работал в транспортном отряде
Иркутского авиапредприятия. Перегонял в Иркутск первые
самолеты Ил-12, Ту-104. Позже перешел в отряд летчиков
Государственного научно-исследовательского института
гражданской авиации. Участвовал в установлении шести мировых
рекордов на Ту-104Е. Летал на самолетах Ту-114, Ил-62 на
многих международных линиях. Воспитал десятки учеников. В
мирное время награжден дипломами и золотой медалью ФАИ,
орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», его
имя присвоено средней школы села Шерстин Гомельской
области, где он учился.

В той колонне летчиков фронта был и статный майор, мастер
штурмовых ударов, командир 12-й авиаэскадрильи 132-го
гвардейского авиаполка Василий Иванович Дулимов. Коренной
иркутянин, удивительный человек. После первых боев на Ленинградском фронте
друзьями-однополчанами был зачислен в «старики» за 10
успешно совершенных боевых вылетов. Будучи как-то в небе
Венгрии, он успешно выполнил задание на «свободной охоте»
и возвращался на базу. Над вражеской территорией самолет
его ведомого был подбит зенитным огнем, загорелся и
поэтому вынужден был произвести посадку в тылу
противника. Дулимов на своем Ил-2 садится рядом с
подбитым товарищем, приказывает выбросить все парашюты,
размещает в кабине стрелка членов подбитого самолета и на
глазах изумленных фашистов поднимает машину в воздух. Все
спасены. Самолет Дулимова благополучно приземлился на своем
аэродроме.

Кстати, на 24 июня 1945 года был запланирован также
воздушный парад. Проводилась даже генеральная
репетиция. В этом мероприятии принял участие авиатехник
из Иркутска Иннокентий Назарович Эпов, который готовил к
вылету для воздушного парада истребитель Ла-7
Юрия Тимофеевича Алашеева, впоследствии
летчика-испытателя самолетов КБ «Туполева», Героя
Советского Союза. Но воздушный парад и полеты трех
полков не состоялись из-за дождя и низкой облачности…

На полях сражений Великой Отечественной погибло 79 тысяч
наших земляков. Все они приближали, как могли, день
Победы…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры